ВЕТКА - Страница 6

В разделке одежд твореным сусальным золотом использовался рисунок (в перо, в зигзаг, в рогожку и др., а также свободной формы) в технике золото-пробельного письма (техника инакопи не использовалась). Только на ветковских иконах встречается унаследованная от мастеров Оружейной палаты разделка одежд охрой или белилами по золоту. Влияние этих мастеров сказалось также в одновременном применении золота и серебра при написании орнаментов одежд поверх складок, в том числе в «теневых» местах. Особенностью икон такого письма является высокое качество олифного покрытия. В ветковской иконе сохранялось свойственное для традиционной иконописи отношение к свету как Фаворскому, но и свет, и цвет частично изменили свои качества, поскольку всё больше внимания уделялось красоте видимого мира. На вкусы ветковцев наложила отпечаток жизнь в пределах Малороссии. Яркое многоцветие южного колорита они воспринимали как образ Эдемского сада, отсюда повышенная декоративность, обилие растительных орнаментов (нарциссы, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканфа, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, раковины). Кровли архитектурных сооружений украшались декором в виде полукружий, рыбьей чешуи, черепицы, лемеха, диагональной сетки с орнаментом внутри. На орнаментацию одежд оказали влияние узоры западных и восточных привозных тканей. От мастеров Ярославля и Костромы был унаследован интерес к усложнённым композициям, любовь к узорочью и орнаментам, в частности, были восприняты и развиты костромские орнаментальные рамки, отделяющие средник иконы от полей, часто с наугольниками другого цвета и орнамента. В старообрядческой иконописи сохранилось семантическое значение основных составляющих иконы и символика её цветов: опушь на полях (граница земной и небесной тверди) писалась красной и синей краской; рамка, отделяющая ковчег (область вечности) от полей (небесной тверди), – красной и тонкой белильной линией (цвета горнего мира). Пигментный состав палитры в Ветке представлен основными цветами и выделяется обилием бакана. Характерны открытые, чистые, часто не смешанные, локальные цвета. В продолжение традиции тонального письма возможен вариант смешения цвета с различным содержанием белил. Фон и поля покрывались золотом, редко серебром с подцвеченной олифой. В отличие от других иконописных центров на Ветке цветной фон не применялся. На распространение «архитектурных» фонов в иконах XVIII–XIX вв. повлияло европейское барокко. Ещё одна своеобразная черта – обилие надписей на полях. Эклектичный стиль царских мастеров стал источником совмещения в ветковских иконах «живоподобного» доличного и традиционного личного письма. Техника исполнения личного письма восходит к византийским приёмам (плавь, взаливку, отборка) и известна в трёх основных «пошибах» (вариантах). В первом – византийскую и русскую домонгольскую традицию продолжили так называемые корсунские письма, где тона санкиря и охрения максимально сближены, подрумянка разбеленной киноварью и выделенное киноварью междугубие (или опись нижней губы) создают образ духовного горения. Эти «темноликие образы» сохранили особое видение старообрядцами божественной природы преображённой плоти.

 



 
PR-CY.ru