ВЕТКА - Страница 4

На Ветке действовали и другие старообрядческие монастыри: Макариев Терловский, основанный около 1750 г. в 32 верстах от Лаврентьева монастыря иноком Макарием из Вереи, Пахомиев, созданный около 1760 г. другим выходцем из России – иноком Пахомием, Асахов (Чолнский или Чонский) скит, устроенный в то же время близ Гомеля в урочище Чолнский обрыв старцем Иоасафом из Гжатска, женский монастырь в Спасовой слободе на территории современного Гомеля. Этим монастырям, особенно Лаврентьеву, в конце XVIII – начале XIX вв. покровительствовали фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев-Задунайский и его сын граф Николай Петрович Румянцев, на землях которых располагались обители. В начале ХIХ в. в Макарьевом монастыре проходил Собор по соглашению «перемазанцев» с дьяконовцами, на котором присутствовали представители Рогожского кладбища, Ветки, Стародубья, Орла и Молдавии. На Соборе преобладали «перемазанцы», но согласие не было достигнуто, ветковские старцы от спора уклонились. В конце 1920 гг. ветковские старообрядческие слободы были довольно многолюдными: в 1929 г. в Косецкой общине были зарегистрированы 434 прихожанина, в Попсуевской – 342, в приходе Леонтьевского молитвенного дома – 521 прихожанин. В 1988 г. территории ветковских слобод оказались в зоне заражения после аварии на Чернобыльской АЭС, что обусловило исчезновение многих исторически значимых поселений, гибель большого числа памятников старообрядческой культуры. В настоящее время немногочисленное старообрядческое население живёт в Тарасовке, Марьине, Старой Крупце, Буде. В 1897 г. в Ветке усилиями Фёдора Григорьевича Шклярова был создан Музей народного творчества (открыт для посещения в 1987 г.), более 400 экспонатов из коллекции Ф.Г. Шклярова положили начало музейным фондам. В музее представлены иконы, изделия местных мастеров ткачества, бисерного шитья, есть также собрание древних книг и рукописей; в большинстве своём экспонаты являются памятниками материальной и духовной культуры старообрядчества. 27–28 февраля 2003 г. в Гомеле прошла международная конференция «Старообрядчество как историко-культурный феномен», основной темой которой было сохранение и изучение уникального исторического наследия Ветки. В Ветке, которая является духовно-административным центром старообрядцев-поповцев, впервые начали складываться их певческие традиции. В рукописях, которые здесь переписывались, было заложено то, что впоследствии стало особенностью старообрядческих поповских певческих книг – истинноречная редакция текстов, знаменная нотация с пометами и признáками. Ветковские мастера создали своеобразный стиль оформления рукописей, который сложился под влиянием московских рукописей XVII в. Наиболее известным местом, где переписывались рукописи, являлся ветковский Покровский монастырь (этим занимались и жители слобод). В Ветковском центре были собраны древние книги не только из центральнорусских областей, но и из сопредельных православных земель.

 



 
PR-CY.ru