ВЕТКА - Страница 7

В другом варианте, «контрастном письме», оливково-коричневые по цвету санкири с обильными высветлениями не совпадают друг с другом по тону; подрумянка наносилась не всегда. В третьем – система письма та же, но личное письмо выдержано в тёплых тонах: оранжево-коричневые цвета охрений, нанесённых по охристо-коричневым санкирям. Отличительной чертой письма ликов являются три световых пятна в виде активных высветлений вокруг рта и подбородка, а также форма верхней губы, нависающей над припухлой раздвоенной нижней. Указанные направления существовали как в монастырских, слободских мастерских, так и в работах сельских иконописцев. Умение ветковских мастеров воплотить в иконе принципы монументального искусства является наследием художественной культуры богатых поволжских городов. Иконописцы наряду с традиционной формой житийных икон, событийный ряд в которых представлен в клеймах, приняли вслед за мастерами Верхнего Поволжья новую композиционную форму развития сюжета в одной плоскости. Навыки пространственного мышления нашли отражение в широком распространении многочастных икон, актуальных для домашних молелен старообрядцев, находившихся «в бегах». Обособленность ветковцев не приостановила творческих поисков в области иконографии. Православное самосознание и чаяния Небесного Иерусалима старообрядцами, выражаемые словами апостола Павла: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14), отражают суть многих иконографий, созданных в их среде. Излюбленным был образ Святой Троицы (так называемой новозаветной) – «Триипостасное Божество». Усвоение и усложнение этой иконографии старообрядцами, появление которой они не связывали с Западом, обусловлено важными для них эсхатологическими настроениями и представлением христиан об участи грешников и праведников. Среди многочисленных аспектов выделена идея крестного пути верных, способных внутри церкви и с помощью евхаристии преодолеть разделение и стать сонаследниками Царствия Небесного. Надежды на обретение полноты церковной иерархии у поповцев нашли отражение в старообрядческих изводах иконографии «Союзом любви связуемы апостолы», являющей образ церкви со своим Главой Христом. Эту иконографию иконописцы-старообрядцы обогатили рядом смысловых акцентов, создав собственную структуру образа. Так, апостолы соединены между собой и с Христом византийской плетёнкой – символом духовного вервия. Текст тропаря внутри плетёнки раскрывает духовный смысл образа: мистическое соединение церкви земной и небесной со своим Главой. Жертвенный путь этого соединения выражен через крестоцентричную композицию, где Крест – средство спасения на пути к Богу. В центре композиции, как правило, представлен Христос Первосвященник в образе Ангела Великого Совета с восьмиконечным нимбом, в священнической ризе, в поручах и со скрещенными на груди руками. Встречаются изображения Господа Вседержителя, «Спаса Благое Молчание», Распятия, Святой Троицы (ветхозаветной), а также Богоматери «Призри на смирение» в образе Невесты-Церкви, связанной узами единства и любви с коронующим Её Женихом-Христом.

 



 
PR-CY.ru