ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, всенощная - Страница 6

Но первые стихи (ирмосы) или прямо взяты из ветхозаветных песней, или же (в большей части случаев) их новозаветное содержание христианскими песнописцами выражено по образцу ветхозаветных песней и их словами, так что содержание ветхозаветной песни (как прообраз или пророчество) соединяется с новозаветным исполнением. В последней песне канона (в песне Захарии, отца Предтечи, и Самой Богородицы) слышится уже возвещение об откровении на земле обетованного праотцам и предвозвещенного пророками спасения в Имеющем родиться от Девы. Поэтому последняя часть утреннего богослужения вся состоит из целого ряда торжественных песней славословия Богу Спасителю псалмами так называемыми хвалебными или хвалитными (148, 149, 150), правда, ветхозаветными по происхождению, но по силе и торжественности совершенно приличными языку новозаветной церкви, не ожидающей, а торжествующей спасение. Молящиеся приглашаются к сретению Бога Спасителя со славой, приглашается и весь мир (небо и земля, ангелы и люди, все твари разумные и неразумные) к участию в этом хвалебном гимне. Спаситель должен, по обетованию, явиться на земле, как свет Божественный, просвещающий сидящих во тьме смертной и освящающий Божественной славой. И служитель Христов, как на страже ожидания пред престолом Христовом, отверзает Царские врата и возглашает в сретение Христу: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» По этому знаку священнослужителя вся церковь, присоединяясь к хору небожителей на земле, возвестивших песней славы Рождество Христово, поёт великое славословие, начинающееся с той же ангельской песни: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемся Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя вели кия ради славы Твоея!» Заканчивая этим славословием всенощное бдение, земная церковь нераздельно с небесной как бы стоит в благоговейном созерцании перед славой триипостасного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Но так как Бог Троица, обитающий в неприступном для людей свете, приближается к нам и открывает славу Своего Божества в Сыне воплотившемся, то церковь и обращается со словом молитвы и славословия к вочеловечевшемуся Сыну Божьему, принявшему на Себя грехи мира, ставшему для нас, грешных, прибежищем, ходатаем навеки, источником жизни и света. Заключением славословия служит пение Трисвятой песни о помиловании: «Святый Божий, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас!» Эта мольба о помиловании, выражающая покаяние, смирение и чувство нашего погибельного состояния, здесь, в связи с ангельским славословием Богу-Спасителю погибающих, при созерцании спасения уже готового и предлагаемого всем спасающимся, та же мольба о помиловании получает другой смысл и тон: выражает радость об открывшемся спасении, сердечную жажду благодатного помилования, благоговейную готовность всеми силами души служить милующему Богу, принадлежать Ему всецело. Последняя молитва пространнее излагается в сугубой и просительной ектениях, после которых следуют конечные утренние молитвы и преподаётся народу от священнослужителя отпустительное благословение. Конец всенощного бдения составляет чтение первого часа. Его общий характер, помимо связанных с ним воспоминаний о страданиях Иисуса Христа, состоит в выражении благодарственных чувств Богу за наступивший дневной свет и наставления на путь, угодный Ему, в течение грядущего дня. Всё это выражено в трёх псалмах, которые читаются на первом часе, а также и в других молитвах этого часа, особенно в молитве «Иже на всякое время…», которая читается на всех четырёх часах. В этой молитве верующие просят о единении в вере и об истинном Богопознании. Такое знание, по мысли церкви, есть источник будущих духовных благ христиан, т.е. спасения и вечной жизни. Вслед за молитвой «Иже на всякое время...» священник выходит из алтаря в смиренном виде – в одной епитрахили, без блестящих риз. Храм погружён в полумрак. В такой обстановке священник заканчивает первый час и, таким образом, всё всенощное бдение, молитвой Христу, в которой Он прославляется как «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир». В конце молитвы священник упоминает Божью Матерь, обращаясь к Её иконе на иконостасе. Хор отвечает торжественным гимном из Благовещенского Акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе».



 
PR-CY.ru