ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, всенощная - Страница 3

Обрадованные благовестием о спасении, обещанном во Христе, оживлённые надеждой выражают свою радость песней «Свете тихий» в честь и славу Христа-Богочеловека, в кротком, смиренном образе Которого отражение божественной славы, подобно вечернему свету, становится доступным и слабому человеческому взору. «Кроткое сияние святой славы Отца небесного, Святого, Блаженного – Христос, Сын Божий, возвращающий нам жизнь! Весь мир, Тобою спасаемый, славит Тебя. И мы грешные, теперь, при созерцании вечернего света, напоминающего нам свет Божества в Тебе, кротко и благотворно нам сияющий, дерзаем присоединить наши голоса к хору святых певцов и с ними воспеваем трисиянный, неприступный свет Отца, Сына и Святого Духа – Бога». Эта песнь передана церкви (как думают некоторые) во II в. священномучеником Афиногеном, и распространена Иерусалимским патриархом Софронием (634–838 гг.). В ней выражается то, что на закате первобытного света, данного миру, т.е. человеческого разума, омрачённого неверием в истинного Бога и заблуждениями, и уже при тёмном вечере человечества, растленного грехопадением, воссиял для него новый тихий свет в кротком лице Иисуса Христа, ради немощи смертных умерившего в Себе бессмертную славу Отца Небесного, ибо через воплощение Спасителя свет славы Божией сделался для нас источником блаженства, а без того для грешников был бы он огнём поядающим (Евр. 12:29); что единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем (Ин. 1:18) научил нас знать и славить Отца, Сына и Святого Духа; что Он дарует нам истинную жизнь и достоин святых и вечных славословий. А потому мы каждый раз, когда достигаем солнечного запада и видим свет вечера, должны возносить жертву хвалы и благодарения Тому, Кого прославляет вся вселенная. После входа бывает прокимен. Это – краткие, но многознаменательные, выразительные стихи из псалмов. Вслед за возгласом из алтаря, требующим снова благоговейного внимания к божественной премудрости, и благословением мира, слышится пророческое слово, призывающее к славословию Богу, утверждающее в надежде на Божью милость, помощь, заступление, спасение, возвещающее об откровении Божьей славы, Божьего царства на земле. Эти утешительные мысли выражаются в древних прокимнах (их семь). В праздничные дни прокимен предшествует чтениям из ветхозаветных писаний, более или менее обширным и в своём содержании, заключающим прообраз или прямое пророчество о том, исполнение чего празднует христианская церковь в данном случае. Эти чтения называются паремиями. Паремия – притча, образное или с особым искусством составленное выражение уроков практической (житейской) мудрости, назидательное, нравоучительное, обличительное изречение. Чтения на всенощном бдении, называемые паремиями, избираются применительно к содержанию праздника из разных книг Ветхого Завета – из Пятикнижия Моисея, из книг исторических, пророческих, учительных. Но одно чтение, обычно последнее, почти всегда берётся из Книги Притчей (или премудрости Соломона). Чтение паремии по своему содержанию есть богооткровенная проповедь об ожидаемом спасении, приготовлении людей к принятию Спасителя. Поэтому возгласы священнослужителя, предшествующие каждому чтению, призывают слушателей к особенному благоговейному вниманию: «Премудрость! Вонмем!» Пророческая проповедь о спасении, имеющая главной целью возбудить потребность спасения для христиан, сменяется усиленной молитвой о помиловании, к которой приглашаются они в так называемой сугубой ектении, т.е. удвоенной, усиленной молитвой. Это усиление заметно и в самом её начале – в первых трёх прошениях: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем», – «Господи, помилуй»; «Господи Вседержителю, Боже отец наших молим Ти ся, услыши и помилуй», – «Господи, помилуй» (трижды); «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй», – «Господи, помилуй» (трижды). За сугубой ектенией, после краткой молитвы о безгрешном, богоугодном проведении вечера, следует просительная ектения.

 



 
PR-CY.ru