ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, всенощная - Страница 5

Затем следует чтение кафизм. Псалтирь разделена на двадцать отделов; из них каждый, в свою очередь, подразделяется на три чтения. Эти двадцать отделов называются кафизмами. Их чтение слушают во время богослужения, где можно по устройству храмов, сидя; отсюда и название – кафизмы (с греческого – «сидения»). Каждое из трёх чтений в кафизме заканчивается славословием. При пении славословия присутствующие встают и молятся. На всенощном бдении после кафизмы «Бог Господь и явися нам», и после каждой – малая ектения и стихи, называемые седальнами, т.е. приуроченными к чтению кафизм. Затем, после прочтения кафизм, следует полиелей. Полиелей собственно значит обилие масла; этим именем называется отличающаяся особенной торжественностью часть всенощного бдения. Полиелей начинается пением хвалебных стихов из псалмов 134 и 135 и оканчивается чтением Евангелия. Такое название присвоено этой части богослужения потому, что перед её началом возжигали все масляные лампады, а ныне после прочтения Евангелия целующих праздничную икону и Евангелие помазывают освященным маслом. Евангельские чтения на всенощном бдении избираются такие, которые по своему содержанию имеют прямое отношение к теме праздника. В воскресные дни читают евангельскую историю о явлениях ученикам и беседах с ними воскресшего Христа (таких чтений 11). В Господские праздники – евангельские сказания, служащие и основанием и главным содержанием праздничных богослужебных песней. В дни, посвящённые памяти святых, прославляемых церковью, – беседы Христа о христианских совершенствах, подвигах, заслугах, осуществление которых церковь видит и указывает в прославляемых ею святых. При мысли, что евангельское слово Христа (или самовидцев Христовых о Нём) для верующих заменяет собой личное живое слово и явление Христа. Евангельские чтения в праздник Христов или Христовых угодников вводят верующих в живое, личное общение с Христом, поставляют их как бы непосредственными свидетелями Его спасительных для них дел, Его божественной славы, Его прославления в Своих угодниках. Поэтому после чтения Евангелия поклонение перед Евангелием или праздничной иконой и благоговейное целование их со стороны верующих есть поклонение перед лицом Самого Христа, благодатное приближение к Нему духом. Это убеждение церковь выражает, когда после чтения воскресного Евангелия поёт: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу.... приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению...» При целовании Евангелия и праздничной иконы верующих обычно помазывают благословенным елеем, который есть символ Божьей милости, благословения, благодатных даров, жизни и радости. Помазание участвующих в празднике благословенным елеем служит внешним знамением их участия в благодати и духовной радости праздника. Целование Евангелия, праздничной иконы и помазание елеем совершаются во время пения канона, который в составе церковного богослужения представляет собой ряд стихов, предназначенных для пения. Стихи разделены на отделы, называемые песнями, они расположены в определённом однообразном порядке, поставлены в каждом отделе по одному образцу. В полном каноне девять песней (но вторая поётся только в Великий пост). В каждой песне несколько кратких стихов. Первый стих называется ирмосом (песнопение, служащее для других образцом строя и тона), остальные называются тропарями (стихотворные периоды, обороты). Заканчивается пение этих стихов пением того же или другого ирмоса; этот последний ирмос носит название катавасия (схождение), оттого, что певцы для его пения сходили с клироса и становились ниже амвона. После третьей, шестой и девятой песней читается малая ектения. Содержанием песней канона служат лица, события, мысли, чувствования, молитвенные обращения, касающиеся содержания и религиозного значения праздника.

 



 
PR-CY.ru