ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, всенощная

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, всенощная – особое церковное богослужение суточного круга, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причём вечерня и утреня совершаются торжественнее, чем в другие дни. В богослужении всенощного бдения церковь направляет верующих на молитвенное размышление о наступающем дне и благословляет его своими песнопениями, даёт возможность каждому христианину встретить и провести его в соответствии с заповедями Господними и во славу Божью. Вместе с тем, всенощная является также приготовлением к божественной литургии, к таинству Евхаристии. Людям часто трудно найти время для духовных упражнений, подвигов; насладиться молчанием, молитвой, собраться с мыслями, чтобы подумать о будущей духовной судьбе, прислушаться к голосу совести и очистить сердце в церковных таинствах. Церковь даёт такую возможность в те часы, когда совершается всенощная. Всенощные бдения (хотя и не в том самом составе, как совершаются теперь) начались ещё в первые времена христианства. Гонимые от евреев и язычников, из-за боязни быть схваченными преследователями, христиане только и могли (без помехи и тревог) приносить свои молитвы и совершать бескровную жертву в самых уединённых местах и ночью; ночью же они могли убирать и провожать на вечный покой тела мучеников. Истерзанное тело какого-либо страдальца за Христа они уносили куда-нибудь в далёкую пещеру или в уединённый, безопасный дом. Здесь в продолжение всей ночи пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. По преданию, ещё апостолы, по примеру Спасителя, Который часто в Своей земной жизни употреблял ночное время на молитву. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, кто хотя и не пострадали за Христа, но всю жизнь посвящали на служение Ему (например, так проводил на вечный покой Григорий Нисский свою сестру Макрину). Когда церковь перестала быть гонимой, то молитвенные бдения в продолжение всей ночи не только не прекратились, но распространились и вошли во всеобщее употребление. Их особенным ревнителем был Иоанн Златоуст, который первый распространил и умножил песни и молитвы при всенощных бдениях. В Византии они назывались агрипния («бодроствование»). Христиане собирались на всенощные молитвы и песнопения преимущественно накануне великих праздников. Так с первых времён церкви Христовой встречали величайший и светлейший из праздников – Пасху. Вечер и всю ночь великой субботы христиане стояли, так сказать, на священной страже и проводили их в чтении Священного Писания, в пении псалмов и в слушании назидательных поучений встречали утро Воскресения Христова. Постепенно такой порядок богослужения был отнесён церковью и к другим великим праздникам, а отсюда окончательно утвердилось обыкновение начинать церковный день накануне, с вечера, и продолжать его до вечера следующего дня. Когда церковные богослужения были приведены в определённый состав, тогда было положено всенощные бдения совершать во все двунадесятые праздники, в дни особенно славных святых Божьих (например, апостолов Петра и Павла, Иоанна Предтечи, трёх святителей и т.п.) и в воскресные дни. Впрочем, в воскресные дни могут быть и не быть всенощные бдения. Благоприятную почву для своего развития всенощное бдение нашло в монастырях, где оно продолжалось всю ночь с небольшими перерывами, иногда для вкушения пищи. В последнее время всенощные бдения становятся всё более популярными у католиков, в основном в монашеских орденах, конгрегациях, харизматических общинах. Поскольку с течением времени ревность христиан ко всенощным молитвословиям и песнопениям ослабла, православная церковь (всегда снисходительная к людским немощам) значительно сократила всенощное бдение, но его древний состав и название оставила в целости. Главные его части: великая вечерня, лития с благословением хлебов, утреня и первый час. Порядок проведения таков. К началу богослужения священник в облачении, с кадилом, становится перед престолом. Диакон, приняв благословение от священника, отверзает царские врата, выходит и становится перед ними, держа в левой руке светильник, а правую, с орарем, возвышая перед церковным собранием (в котором иные – кому можно и где можно – в ожидании богослужения сидели) возглашает: «Восстаните!» Затем, обращаясь к священнику, говорит: «Господи, благослови». Священник, отвечая на это, творит кадилом крестное знамение перед престолом и возглашает из алтаря: «Слава Святой, единосущной, и нераздельной Троице всегда, ныне, и непрестанно, и на вечные веки». Молящиеся отвечают кратким единодушным подтверждением «аминь», т.е. «истинно так». Царские врата отверстые. Через них видны для молящихся престол и алтарь, наполненный кадильным благоуханием, освещённый, что означает, конечно, отверстое небо – место особенного откровения славы Бога. Божий служитель, предстоящий Божьему престолу с кадилом, указывает собой как бы на ангела Божьего, приглашающего к славословию и благоговейной молитве певцов Божьей славы на земле, как на небе.

 



 
PR-CY.ru