ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович - Страница 7

Хотя самого А.И. Введенского гонения не коснулись (ареста он избежал), однако в 1936 г. ему было запрещено произносить проповеди, поскольку они нередко касались светской жизни, политических событий и научных вопросов. Со 2 декабря 1936 г. он являлся настоятелем церкви во имя преподобного Пимена Великого в Нововоротниковском пер., в 1935 г. вторично женился, оставаясь при этом «митрополитом», с апреля 1940 г. являлся заместителем обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского; 1870–1950 гг.), архиепископа Дмитровского, после ухода которого на покой был объявлен 10 октября 1941 г. «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР», а 13 октября вместе с другими главами религиозных конфессий, в том числе с митрополитом Сергием (Страгородским, будущим Патриархом Московским и всея Руси 1943–1944 гг.) был эвакуирован из Москвы в Ульяновск, где ему был передан храм иконы «Божьей Матери Неопалимой купины». В конце октября 1941 г. А.И. Введенский присвоил себе сан «патриарха» и 4 декабря 1941 г. инсценировал «патриаршую интронизацию», но из-за негативной реакции обновленческого духовенства был вынужден через месяц после «интронизации» отказаться от этого сана, оставив за собой титул «первоиерарха» и «митрополита». После восстановления патриаршества в 1943 г. произошёл массовый переход оставшегося в обновленчестве духовенства в Московскую патриархию. А.И. Введенский в октябре 1943 г. вернулся в Москву, служил в церкви прп. Пимена Великого, искал возможность воссоединения с Московской патриархией (некоторых его единомышленников Русская православная церковь приняла в качестве клириков), настаивал на своём принятии в сане епископа, гордо отказался от предложения, переданного через председателя Учебного комитета при Священном Синоде, протоиерея Николая Фёдоровича Колчицкого (1890–1961 гг.), стать после покаяния мирянином с предоставлением места сотрудника «Журнала Московской патриархии». А.И. Введенского парализовало 8 декабря 1945 г. Он завещал свой мозг Институту мозга, скончался вне общения с православной церковью, похоронен на Калитниковском кладбище в Москве (с его кончиной обновленчество фактически прекратило своё существование). Лит.: Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922; Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923; Титлинов Б.В. Новая Церковь. М., 1923; он же. Церковь во время революции. 1924; Ильинский Ф.И. Правда церковного раскола. Козлов, 1924; Стратонов И. Русская церковная смута: 1921–1931. Берлин, 1932; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917–1945. П., 1977. М., 1996р; Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925–1941. П., 1977; Брушлинская О. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. № 6; Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994; Левитин, Шавров. Очерки смуты; Шкаровский М.В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999; Черепенина Н.Ю., Шкаровский М.В. Санкт-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных документов. 1917–1945. СПб., 2000; Фирсов С.Л. Власть и верующие: из церковной истории // Нестор. 2000. № 1; «Обновленческий» раскол. М., 2002.



 
PR-CY.ru