ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович - Страница 2

К другим наиболее значительным его произведениям, посвящённым обоснованию деятельности по «обновлению» (фактически расколу) церкви, относятся «О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви», «Что нужно Церкви», «Церковь Патриарха Тихона», «Церковь и государство: (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918–1922)», «За что лишили сана бывшего Патриарха Тихона?» (1922–1923 гг.). В своих построениях он особое место уделял социальному аспекту, подчёркивая, что церковным идеалом являются всепрощение, отрицание классов и национальных различий, осуждение всех видов эксплуатации и насилия. Главный «грех... старой Церкви», по мнению А.И. Введенского, заключался в том, что она не осуждала капитализм, между тем как «Церковь должна освятить правду коммунистической революции», поскольку в государственной сфере большевики «воплотили принцип социальной правды» и ближе, нежели предшествующие правители, «подошли к исполнению заветов Христа». Переводя свои рассуждения в политическую плоскость, он называл патриаршую церковь «боевым органом контрреволюции», «церковью контрреволюционеров», что, по его мнению, с особой силой проявилось на Поместном Соборе 1917–1918 гг. В 1921 г. А.И. Введенский он был возведён в сан протоиерея, в 1918–1922 гг. был активным инициатором разнообразных церковных мероприятий в Петроградской епархии, участвовал (вместе с профессором Н. Егоровым) в религиозных диспутах, отстаивая христианские взгляды, в 1920–1922 гг. возглавлял созданные им Захарие-Елисаветинское братство и церковно-богословские приходские курсы. Из-за частых выступлений на разных публичных диспутах, которые тогда входили в моду и собирали толпы народа, имя А.И. Введенского стало приобретать известность. Он имел все данные для того, чтобы стяжать лавры на этом поприще – его отличала огромная эрудиция: он был в курсе всех новинок европейской и отечественной науки, потому что подробно проштудировал больше двух тысяч фундаментальных работ по всем отраслям знаний, известных к тому времени на четырёх языках. К тому же, он был прекрасным полемистом, имел великолепную память, отвечал на вопросы точно и метко. Частые диспуты, во время которых ему приходилось вступать в словесную дуэль с маститыми материалистами и атеистами (например, с наркомом просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским; 1875–1933 гг.), ещё больше отточили его красноречие. В апреле 1920 г. он являлся председателем первой конференции петроградских братств (проведение таких конференций началось по его инициативе). Активная апологетическая и церковно-общественная деятельность А.И. Введенского способствовала его сближению с Петроградским и Гдовским митрополитом священномучеником Вениамином (Казанским), ставшим крёстным отцом одного из сыновей Введенского; в 1921 г. он был возведён в сан протоиерея. За всеми этими его делами не оставались в тени планы церковной реформы, но реальные возможности для неё появились только после окончательного разрыва между церковью и большевистским правительством. В отличие от патриарха Тихона (Белавина; 1917–1925 гг.) А.И. Введенский сразу признал новую власть и начал проповедовать то, что принято называть «христианским социализмом». В газете «Петроградская правда» 18 февраля 1922 г. была опубликована его статья «Церковь и голод: Обращение... к верующим», где содержались обвинения в адрес петроградского духовенства. Автор настаивал на том, что главной задачей церкви в условиях разразившегося в стране голода была помощь государству в изъятии церковных ценностей (данная публикация была одной в ряду многих, появление которых предшествовало изданию 28 февраля декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей). Вопреки запрету патриарха Тихона, во время голода в Поволжье А.И. Введенский произнёс перед своими прихожанами горячую проповедь о муках голодающего народа и одним из первых сдал драгоценные предметы из своего храма (его позицию поддержали многие священники).

 



 
PR-CY.ru