Словарь по христианству В ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1889–1946 гг.) – лидер и идеолог обновленчества в русском православии (см. Обновленчество в русском православии). Родился в Витебске в семье преподавателя древних языков, впоследствии директора гимназии, действительного статского советника. А.И. Введенский с юных лет отличался глубокой религиозностью (каждый день перед гимназией посещал раннюю обедню, во время литургии приходил в экстаз, молился с необыкновенным жаром и плакал) и проявлял разносторонние способности к восприятию многих знаний (к примеру, считался талантливым пианистом). Его всегда живо занимали новинки науки, техники, искусства и политики, но больше всего интересовали религиозные вопросы. После учёбы в витебской гимназии он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в годы учёбы часто посещал литературный салон Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865–1941 гг.) и 3инаиды Николаевны Гиппиус (1869–1945 гг.). В 1911 г. через газету «Русское слово» провёл анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия. Одной из первых его публикаций была статья «Причины неверия в русской интеллигенции» (в журнале «Странник», 1911 г.). Проанализировав большое количество анкет, А.И. Введенский пришёл к выводу, что в основе массового распространения неверия лежат два фактора: кажущееся несоответствие религиозных догматов прогрессу науки и глубокая испорченность духовенства. Автор считал, что изменение ситуации должно идти по направлениям – апологетическому примирению науки с религией и кардинальной реформе церковной жизни (впоследствии эти идейные основания были заложены в обновление церкви, или обновленчество). После окончания университета в 1912 г. А.И. Введенский женился по страстной любви на дочери предводителя харьковского дворянства О.Ф. Болдыревой, однако брак оказался неудачным и в дальнейшем принёс ему много разочарований. В 1913 г. А.И. Введенский преподавал в витебской женской гимназии, учился в консерватории, в 1914 г. экстерном сдал экзамен за полный курс в Санкт-Петербургскую духовную академию, и 27 августа 1914 г. архиепископом Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым) рукоположен во священника с назначением к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губернии. Затем два года он прослужил полковым священником под Гродно, а в 1916 г. был переведён в Петроград, в аристократический храм Николаевского кавалерийского училища. После его закрытия в 1919 г. А.И. Введенский в течение нескольких месяцев перебивался случайными заработками (одно время даже торговал газетами). Используя неожиданный досуг, он в короткое время умудрился сдать экстерном экзамены за курс нескольких высших учебных заведений (всего имел восемь дипломов, в том числе юриста, биолога, физика и математика). Наконец, ему удалось добиться места настоятеля петербургской церкви праведных Захарии и Елисаветы (до 1918 г. Захарие-Елисаветинский храм был церковью лейб-гвардии Кавалергардского полка). Будучи клириком ведомства протопресвитера военного и морского духовенства, А.И. Введенский выезжал на фронт, в 1917 г. призывал войска в Галиции продолжать войну во имя защиты революции. После Февральской революции он стал одним из основателей и секретарём образованного 7 марта «Всероссийского союза демократического православного духовенства и мирян», являлся также членом Всероссийского демократического совещания (в 1917 г.), заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда, был близок к эсерам, признал Октябрьскую революцию, проповедуя «христианский социализм». В 1918 г. под его руководством выходила рассчитанная на массового читателя серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». В том же году А.И. Введенский опубликовал в издании общества «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия», «Паралич Церкви», «Анархизм и религия», где критиковал принцип государственно-церковного союза, представив в негативном виде историю христианской церкви со времён равноапостольного Константина I Великого (323–337 гг.).

 



 
PR-CY.ru