ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович - Страница 4

Постепенно ВЦУ признали около 40 архиереев старого поставления (одним из первых поддержал платформу «Живой Церкви» Владимирский митрополит Сергий (в будущем местоблюститель патриаршего престола с 1936 по 1943 гг. и патриарх в 1943–1944 г.). На собрании петроградского духовенства 5 июня лидер обновленчества сделал доклад, в котором сказал, что расстрел пяти священников (2 июня 1922 г.), после Московского процесса, – это ответ государства на его, Введенского, отлучение, и что если пастырское собрание не сделает правильных выводов из этого факта, то это будет последнее пастырское собрание в епархии. После совещания с другими викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митрополита Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский епископ Алексей Симанский 4 июня снял с А.И. Введенского запрещение. На начавшемся 10 июня судебном процессе над митрополитом Вениамином и другими клириками и мирянами Петроградской епархии он намеревался выступать на стороне защиты, однако 12 июня, после первого заседания, выходя из зала суда, он был тяжело ранен в голову брошенным верующей женщиной камнем. Спустя день после вынесения судом смертного приговора митрополиту Вениамину и другим десяти обвиняемым (6 июля) обновленческое ВЦУ постановило «лишить сана и монашества» осуждённых клириков, а мирян – «отлучить от Церкви». Однако сам А.И. Введенский, скорее всего, не был причастен к принятию данного решения, т.к. находился на тот момент в тяжёлом состоянии после травмы, а 25 июля уже ходатайствовал перед заместителем председателя СНК РСФСР Алексеем Ивановичем Рыковым (1881–1938 гг.) о помиловании митрополита Вениамина. Некоторым обновленцам программа А.И. Введенского казалась чересчур радикальной, особенно много споров вызвали вопросы о женатом епископате и отмене монашества. В августе 1922 г. в Москве собрался Первый Всероссийский съезд белого духовенства «Живой Церкви». Большинство делегатов согласились, что иерархические должности должны перейти от чёрного духовенства к белому. Наметившиеся разногласия внутри обновленчества привели к образованию 20 августа 1922 г. внутри «Живой Церкви» группы «Союза церковного возрождения», к которой А.И. Введенский присоединился 5 сентября. Однако из-за конфликта с лидером группы, епископом Антонином (Грановским) он в октябре оставил «Союз церковного возрождения» и вошёл в группу так называемого «Союза общин древнеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа которой носила откровенно антиканонический характер, включая требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, использования русского языка за богослужением, закрытия большей части «выродившихся» монастырей, воплощения идей «христианского социализма» во внутрицерковной и общественной жизни, участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин. Отсутствие в Союзе епископов вынудило его восстановить общение с «Живой Церковью», и 16 октября 1922 г. А.И. Введенский вновь вошёл в состав ВЦУ и стал заместителем председателя. Впрочем, разногласия между обновленческими обществами носили частный характер, и они против «тихоновцев» (т.е. сторонников традиционной церкви) выступали единым фронтом. В апреле-мае 1923 г. в Москве в храме Христа Спасителя прошёл Второй Поместный собор Русской православной церкви, три четверти которого составляли обновленцы. А.И. Введенский принимал активное участие в работе Собора, выступив 3 мая с докладом, в котором объявил об упразднении патриаршества, настаивал на лишении сана патриарха Тихона, называя его «изменником делу Христову». Собор объявил о низложении патриарха Тихона и ликвидации патриаршества, принял постановление, разрешавшее брак епископам, допустимость второго брака для духовенства (сам Введенский вторично женился в 1935 г.), переходе на новый стиль. На Соборе был избран Высший духовный совет, который в августе был преобразован в Синод Российской православной церкви. Его председателем избрали Московского митрополита Евдокима (Мещерского Василия Ивановича; 1869–1935 гг.), но фактически руководителем и духовным вождём обновленческой церкви оставался А.И. Введенский, который был избран «архиепископом Крутицким, первым викарием Московской епархии» (его «хиротония», находившегося в брачном состоянии, прошла 6 мая в храме Христа Спасителя).

 



 
PR-CY.ru