ВАРУХ - Страница 6

Тертуллиан (155/165 – 220/240 гг.) ссылается на это же место, говоря об откровении Сына Божия в Священной истории. Согласно Клименту Александрийскому (около 150 – около 220 гг.), слова Вар. 3:13 («если бы ты ходил путем Божьим, то жил бы в мире вовеки») учат о благе, которое даётся знанием. На святость христианского брака и необходимость хранить его от осквернения указывают, по Клименту, слова Вар. 3:10 об осквернении Израиля в чужой стране. В IV в. Вар. 3:38 понимается как предсказание о Воплощении Сына Божьего и Его жизни среди людей. Некоторые места книги использовались в полемике с арианством при формулировании православного тринитарного вероучения. Афанасий Великий (около 298 – 373 гг.) основывает свою аргументацию, в частности, на словах Иер. 2:13; 17:12 и Вар. 3:12: если Отец есть «источник премудрости», то говорить, что было время, когда Сына не было, значит утверждать, что «было, когда Источник был сух, без жизни и без премудрости». Более того, Вар. 4:20, 22, где сказано о вечности Бога, Афанасий использует в доказательстве о вечности Сына: Тот, Кто открывает вечного Отца (ср.: Мф. 11:27; Ин. 14:8–9; Евр. 1:3), и Сам должен быть вечным. Пиктавийский епископ Иларий (около 315–367 гг.) цитирует Вар. 3:36–38, чтобы показать Божественность Сына и различие между Лицами Святой Троицы, против ариан, которые также использовали этот текст как ветхозаветное свидетельство о существовании Бога в одном Лице. Иларий подчёркивает, что слово «Бог» в Вар. 3:36–38 прилагается к Сыну, но не к Отцу, т.к. об Отце не может быть сказано, что Он жил на земле и общался с людьми. О высоком авторитете Книги пророка Варуха в древней церкви свидетельствует её богослужебное употребление. В послеиконоборческой Константинопольской (так называемой византийской) лекционарной системе, которая ныне повсеместно принята в православной церкви, пророчество Вар. 3:36–4:4 (под наименованием пророчества Иеремии) составляет одну из паремий (чтение отрывков из книг Священного Писания во время богослужения) на Рождество Христово (на третьем часе и на вечерне), поскольку в этих стихах говорится о даровании закона и о последующем явлении Бога среди людей. По грузинскому переводу иерусалимского Лекционария (сборника текстов Священного Писания) VII в., стихи Вар. 4:36–5:9 (под наименованием пророчества Иеремии) были третьим чтением литургии на Вход Господень в Иерусалим. В римской лекционарной системе Вар. 3:9–15, 32–4:4 традиционно входит в состав чтений за пасхальным бдением вечером в Великую субботу (в древних рукописях также под наименованием пророчества Иеремии), а Вар. 5:1–9 – во второе воскресенье Адвента (согласно современному реформированному Лекционарию католической церкви, в каждый третий год – в так называемый год C); аналогично употребление книги Варуха и в англиканской церкви. В амвросианском обряде Вар. 4:36–5:9 является одним из чтений второго воскресенья Адвента, Вар. 5:1–6 – Обрезания Господня, Вар. 4:21–29; 2:9b–15a; 3:24–37 – первое, второе и третье воскресенья октября соответственно; отдельные стихи из «Книги пророка Варуха» употребляются в качестве изменяемых песнопений мессы на некоторые праздники. В последующей еврейской литературе и традиции Варух представлен более значительной фигурой, чем был в жизни; ему приписываются несколько апокрифических апокалипсисов.



 
PR-CY.ru