ВАРУХ - Страница 5

В научной литературе господствует возникшая ещё во второй половине XIX в. точка зрения, что «Книга пророка Варуха» – сочинение псевдоэпиграфического характера и его не мог создать Варух, сын Нирии. О датировке книги в литературе также нет единого мнения. Если временем появления книги Даниила считать (как это принято) Маккавейскую эпоху, то книга Варуха появилась не раньше; но положение народа, изображённое в ней, не может быть объяснено из обстоятельств II в. до н.э. Иерусалим предполагается разрушенным (1:2; 2:23, 26), что заставляет исследователей думать, что автор жил после разрушения Иерусалима Титом (79–81 гг.), т.е. после 70 г. н.э. Исследователи предлагают варианты от VI в. до н.э. до 70–135 гг. н.э. Некоторые исследователи считают упомянутые в книге имена вавилонских царей символическими указаниями на сирийского царя Антиоха IV и его сына (II в. до н.э.) или даже на римских императоров Веспасиана (69–9 гг.) и Тита. Моменты сходства «Книги пророка Варуха» с 1 Езд. 1:7–11 (возвращение священных сосудов) и Неем. 12:10, 26 (имя первосвященника Иоакима) не означают, что Книгу пророка Варуха надо датировать более поздним, чем книги Ездры и Неемии, временем (V в. до н.э.). Констатация сходства Вар 1:15–3:8 и Дан. 9:4–14 также не способствует установлению точного времени создания книги, т.к. Дан. 9 могла быть более поздней вставкой в Дан. 7–11, а обе молитвы – происходить из единого источника и не иметь литературной зависимости. То же касается и сходства между Вар. 5:1–9 и Пс. 11 (последний, возможно, написан после 67 г. до н.э.). Учёные склоняются к мнению, что соответствующие стихи Пс. 11 вторичны по отношению к Вар. 5. Ясно, что автор, стремившийся следовать стилю и идеям других библейских книг, мог делать это в период от возвращения из плена в конце VI в. до н.э. и до 135 г. н.э. и даже позже. Согласно Вар. 1:10–14 (но не 2:26), богослужение в храме ещё совершается. Иер. 41:5 и Плач. 1:4 тоже говорят, что службы в сожжённом храме (4 Цар. 25:9) продолжались и после 587 г. до н.э. Вопрос о том, использовал ли автор книги Варуха эти сведения, чтобы указать на ситуацию своего времени, остаётся открытым. В экзегезе ранней церкви материал книги Варуха использовался при обсуждении различных вопросов христианского учения об Откровении, Воплощении, эсхатологии, христианском гнозисе, святости брака и др. «Книга пророка Варуха» часто не отделяется Отцами церкви от «Книги пророка Иеремии». Кирский епископ Феодорит блаженный (386/393 – 457 гг.), в своём комментарии на «Книгу пророка Иеремии» приводит также толкования на текст «Книги пророка Варуха». В VI в. отдельный комментарий на «Книгу пророка Варуха» составил Олимпиодор Александрийский (495–570 гг.). Уже во II в. Лионский епископ, священномученик Ириней (около 130 – 202 гг.) толкует обращение к Иерусалиму в Вар. 4:36–37 и 5:1–9 как предвосхищение пророчества Иеремии о восстановлении эсхатологического Иерусалима. В словах Вар. 3:38 о явлении Бога на земле и общении с людьми Ириней видит пророчество о воплощении Логоса.

 



 
PR-CY.ru