ВАРУХ - Страница 3

Иудеи послали в Иерусалим первосвященнику Иоакиму собранные деньги, а также новые серебряные сосуды для храма, которые приказал сделать Седекия (1:1–9). В своём послании евреи Вавилона просят живущих в Иерусалиме вознести «на жертвенник Господа Бога» жертву, купленную на присланное ими серебро, а также молиться о вавилонском  царе Навуходоносоре II и его сыне Валтасаре, «чтобы дни их были, как дни неба, на земле», а также об уведённых в Вавилон евреях, ибо они согрешили пред Господом, «и гнев Его до сего дня». В заключение они просят читать присланную ими книгу всенародно в храме во время праздника и в дни особых торжеств (1:10–14). Покаянная молитва во второй части (Вар. 1:15–3:8) – сложный по внутренней организации текст, сквозной темой которого является раскаяние евреев в грехах, в преступлении закона Моисея, следствием чего стали страдания изгнания. В Вар. 1:15–2:10 каются «всякий Иудей и живущие в Иерусалиме» в том, что преступали закон и не слушали Слово Божье, с того дня как Бог вывел их из Египта. Поэтому их постигли кары, предсказанные Моисеем перед вступлением евреев в Землю обетованную (Втор. 28–32). Они не слушали пророков и поклонялись чужим богам, поэтому Господь исполнил наказания, обещанные судьям, царям и всему народу Израиля и Иудеи, который был рассеян среди других народов. Слова Вар. 2:6–30 произносятся, вероятно, уже от лица евреев вавилонской диаспоры, кающихся в грехах и отступлении от закона. Молитва исполнена надежды, что Бог спасёт Своих людей, упоминаются слова Божьи, данные через пророков. Бог повелевал Своему народу служить вавилонскому царю, но Израиль пренебрёг словом Бога, поэтому он наказан рассеянием, а Иерусалимский храм разрушен. В этой молитве выражается вера, что Бог возвратит покаявшихся в Землю обетованную, вновь поставит с ними завет вечный и больше не изгонит народ Израиля с этой земли (2:34–35). В Вар. 3:1–8 приводятся слова новой молитвы изгнанников, которые обращены к милосердному «вечно пребывающему» Богу с обещанием прославлять Его имя и в вавилонском пленении. Язык и идеи Вар. 1:15–3:8 близки к Дан. 9:4–19. Обе молитвы покаянные и имеют сходства с текстами, использовавшимися в богослужении кумранской общины. В то время как автор молитвы Дан. 9:4–19 видит перед собой, прежде всего, опустошённый храм и покинутый город, Вар. 1:15–3:8 подчёркивает, что евреи не послушали повеления Бога служить вавилонскому царю, и выделяет упование их на прощение и возвращение в землю отцов (2:30–35). Вопрос о литературной зависимости этих текстов остаётся для исследователей предметом споров, допускающих, что, возможно, существовали две версии распространённой молитвы, одна – в диаспоре (Вар. 1:15–3:8), другая – в Палестине (Дан. 9:4–19). Третья часть содержит похвалу премудрости (3:9–4:4), где говорится, что несчастья постигли Израиль, потому что народ оставил «источник премудрости» и не ходит «путём Божьим» (3:13; ср.: Притч. 2:4; Иов. 28:12–28; Сир.24). Автор призывает: «Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир» (3:14–15). В Вар. 3:16–23 описываются группы людей, которые имеют власть и, по распространённому мнению, могут обладать мудростью, на самом деле ни они, ни их потомки не достигли мудрости («князья народов», богатые, жители Ханаана и Фемана). Не достигли мудрости и «исполины... искусные в войне», они погибли из-за «неразумия своего» (3:26, 28). Единственный, Кто владеет премудростью, – Бог, Творец всего: «Он нашёл все пути премудрости и даровал её рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (3:37–38).

 



 
PR-CY.ru