ВАРУХ

ВАРУХ (евр. «благословенный») – ветхозаветный пророк, сын Нирии из колена Иуды, живший в Иерусалиме накануне его падения в 587 г. до н.э., ученик и сотрудник пророка Иеремии; память 28 сентября. Его деятельность относится ко времени, предшествовавшему вавилонскому плену, следовательно, к началу VII – конца VI вв. (около 610 – 558 гг. и позже). Предположение, что он мог быть царским писцом, получило подтверждение после находки в царском архиве оттиска печати с надписью «принадлежит Берехии, сыну Нерии, писцу». На то, что Варух, по-видимому, происходил из знатного иерусалимского рода (возможно, писцов), указывает его родословная в Иер. 32:12, которая прослеживается до его деда. Она же повторяется и при упоминании его брата Сераии (Иер 51:59), «главного постельничего» при иудейском царе Седекии (согласно Иер. 36, Варух имел доступ к покоям писца Гемарии «на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Господня»). Оставляя в стороне вопрос, говорится ли здесь об упомянутой в Иер. 36:12 «комнате царского писца», где собирался совет царских вельмож, или о личных покоях знатного писца, исследователи с уверенностью говорят, что в них был вхож не всякий. Кроме того, на особое положение Варуха, возможно, указывает почтительное обхождение с ним вельмож, когда он читал им пророчества Иеремии (Иер. 36:15). В Библии говорится об общении и совместной деятельности Варуха и пророка Иеремии в 4 и 5 гг. правления иудейского царя Иоакима (Иер. 36:1, 9; 45:1), т.е. в 605–604 гг. до н.э. (или 601 г. до н.э., по Иер. 36:9, в LXX). Далее – перед самым разрушением Иерусалима, в 10 г. правления Седекии (Иер. 32:1, 12 и др.), т.е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер. 43:3, 6). Но исследователи полагают, что их отношения были более продолжительными, поскольку несмотря на упоминания многих подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в современном смысле слова. Варух сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключённого в темницу Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер. 36:4). Иеремия, чтобы пробудить дремлющую совесть народа, велел Варуху записать свои пророчества на особом свитке и громко читать их при входе в храм, где постоянно толпился народ. В следующем, 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», Варух прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер. 36:11–18). Это чтение совпало с пронёсшимся слухом о приближении Навуходоносора. Устрашённый народ наполнил воздух воплями и молитвами. Тревога распространилась по всему городу. Варух был затребован во дворец, где его заставили прочитать пророчество перед царём Иоакимом. После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь, услышав предсказание о гибели своего царства, в раздражении вырвал свиток из рук чтеца, изрезал его на куски и собственноручно бросил его в печь. Варуху и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя Божью волю, Иеремия повелел Варуху записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер. 36:32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал Варуху, что он будет спасён во время войны, тогда как народ Иудеи обречён (Иер. 45). Во время осады Иерусалима Варух выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли, – символическом действии, имевшем целью показать будущее возрождение страны (Иер. 32, особенно ст. 15). Варух пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобождён вавилонянами, которые позволили ему остаться на родине. Его общение с Иеремией продолжалось и после падения Иерусалима, что следует из рассказа об обвинении Варуха в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства назначенного вавилонянами правителем Иудеи Годолии. Иеремия и Варух ушли в Египет и поселились вместе с другими бежавшими в Тафнисе (Иер. 43:1–7). Многие учёные считают, что Варух был биографом Иеремии и ответствен за достоверные сведения книги пророка; некоторые даже приписывают ему основную часть прозаического материала книги (Иер. 36:1–8 и гл. 45), которые, возможно, выполняют функцию колофонов (свидетельствующих о завершении повествования), показывают, что Варух мог написать достаточно большую часть текста книги Иеремии. Исследователи полагают, что в гл. LXX последний колофон стоит в 51:31–35, почти завершая книгу (по мнению Ландбома, этот отрывок служил колофоном к «первому изданию» Книги пророка Иеремии, т.е. к главам 1–20). В гл. LXX содержится более короткий и в основном ранний текст книги, возникший в Египте, где согласно библейской традиции было последнее местопребывание Варуха и Иеремии.

 



 
PR-CY.ru