ВАРУХ - Страница 4

Премудрость – это закон (Тора), который даёт жизнь (ср.: Втор. 30:15–19) и счастье: «Счастливы мы, Израиль, потому что мы знаем, что благоугодно Богу» (4:4; ср.: Втор. 33:29). В отличие от Сир. 24, где рассматривается та же тема, Варух применяет более общий подход к определению местопребывания премудрости (такой подход также в Книге Иова и в Книге Притчей Соломоновых). Автор отождествляет премудрость с законом (ср.: Втор. 30:11–13) и подчёркивает, что она обитает среди людей Израиля, тогда как Иисус, сын Сирахов, подчёркивает связь премудрости, прежде всего, с Иерусалимом и землёй Израиля. В заключительной части книги (4:5–5:9) – «псалме утешения» – плач о страданиях в изгнании из-за прошлых грехов сменяется выражением надежды на чаемое возвращение в землю отцов. Люди Израиля рассеяны, Иерусалим опустошён, и его враги торжествуют. Но всё изменится: изгнанные вернутся в Иерусалим, который обретёт прежнее великолепие и станет городом, имя которому «мир правды и слава благочестия» (5:4). Врагов Сиона ожидает поражение, а «Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (5:9). Эта часть книги содержит мысли, характерные для так называемого Второисаии (Ис. 40–55) и Второзакония. Книга «Плач Иеремии», возможно, повлияла на завершающую часть «Книги пророка Варуха». Если в 4:9–29 Сион оплакивает беды, постигшие его жителей, то в 4:30–5:9 молитвенное восклицание выражает надежду на спасение и возвращение (Вар. 5:1–9 имеет сходство с Пс. 11). Многие исследователи подвергают сомнению целостность книги. Её приписывали двум (1:1–3:8; 3:9–5:9), трём (1:1–3:8; 3:9–4:4; 4:5–5:9) и даже четырём авторам (1:1–3, 3:9–4:4; 1:4–14; 1:15–3:8; 4:5–5:9). Иногда считается, что Варух был окончательным редактором этого сборника и, возможно, автором одной из его частей. Не исключается вероятность и более позднего редактирования. Полагают, что на еврейском языке была написана только первая часть, а при переводе на греческий язык к ней была прибавлена вторая. Подчёркивается её близость к «Книге пророка Даниила», причём зависимость Варуха от Даниила более естественна, чем наоборот. Преобладающая в современной научной литературе точка зрения – «Книга пророка Варуха» представляет собой тексты различных жанров, собранные из разных источников: в 1:1–3:8 заметна зависимость от материала Книги пророка Иеремии и Второзакония, 3:9–4:4 находится под влиянием литературы премудрости, 4:5–5:9 повторяет идеи и образы Второисаии, Второзакония и отчасти Книги «Плач Иеремии». Между частями исследователи обнаруживают также ряд тематических отличий (например, отношение к вавилонянам в 1:1–3:8 положительное, совсем иное в 4:5–5:9, а в «Похвале Премудрости» отношение к завоевателям совершенно равнодушное); различно и словоупотребление при обращении к Богу. Аргументы против господствующего в науке мнения о ступенчатом возникновении книги привёл немецкий библеист В.О. Штек, который рассматривал книгу как целостную, построенную на основании продуманного плана. По его мнению, неровности окончательного греческого текста есть не следствие деятельности нескольких редакторов, придавших книге окончательный вид, но результат воплощения замысла автора, который стремился не выходить за пределы терминологии и представлений, уже известных в рамках сложившегося канона. Таким образом, каждой идее «Книги пророка Варуха», которая должна была быть прочитана во время богослужения в Иерусалиме, находится соответствие в других книгах, уже ставших каноническими.

 



 
PR-CY.ru