ВЕРОУЧЕНИЕ - Страница 7

В протестантизме, несмотря на провозглашённый принцип «только Писание», уже на раннем этапе Реформации стали составляться подробные «исповедания» веры, а также выполняющие их роль катехизисы – развёрнутые вероучительные определения, составленные в форме вопросов и ответов. К официальным вероучительным положениям протестанты стали применять древний термин «символ», отсюда – «символические книги». Несмотря на официальное признание лишь условного и вспомогательного авторитета «исповеданий» веры, последние сыграли едва ли не определяющую роль в формировании протестантского вероучения и становлении и самоидентификации различных протестантских деноминаций. «Символические книги в протестантизме представляют род учредительных хартий, на основании которых возникают новые церковные общества». Главные символические книги ранней Реформации – Большой и Малый катехизисы Мартина Лютера (1529 г.) и Аугсбургское исповедание (1531 г.) – положены в основу лютеранской теологии. В 1580 г. с целью консолидации реформаторы «второго поколения» закрепили официальный статус за «Книгой согласия», в которой были собраны важнейшие источники лютеранского вероучения: Апостольский, Никео-Константинопольский (с присоединением Filioque) и Афанасиев символы, Большой и Малый катехизисы, Аугсбургское исповедание, Шмалькальденские артикулы (1537 г.) и Формула согласия (1577 г.). Аналогичное значение для реформатских церквей представляет собой Гейдельбергский катехизис (1563 г.), первоначально написанный для примирения швейцарских сторонников Реформации, а впоследствии ставший объединяющим документом и для всех реформатских общин Германии и Голландии. В Англиканской церкви статус официального вероучительного документа получили «Тридцать девять статей» (1571 г.); протестанты Великобритании, тяготеющие к кальвинизму (конгрегационалисты и пресвитериане), выражением своего вероучения признают Вестминстерское исповедание и Вестминстерские катехизисы (1647 г.). Хотя новые исповедания веры появлялись в протестантском мире и позднее, «доминирующее значение имели и продолжают иметь до сих пор некоторые из более ранних документов». В современном протестантизме существует тенденция «внимать свидетельству отцов и почитать его», признавая за ним необязательный или относительный авторитет.



 
PR-CY.ru