ВЕРОУЧЕНИЕ - Страница 3

Православие настаивает на «несомненности тесной и неразрывной связи и взаимообусловленности догматического и аскетического учения Православной Церкви... Связь эта вообще настолько тесна и неразрывна, что всякая попытка искусственно изолировать аскетические и догматические элементы святоотеческого учения не может быть осуществлена без насилия над их содержанием». Рождённое в кафолическом опыте христианское вероучение может быть адекватно постигнуто только в рамках этого же самого опыта: на его вершинах человек «неизречённо научается» истинам веры непосредственно от Самой Святой Троицы, а затем, научившись сам, «и всем другим то описывает, излагая богоприличные догматы, как все предшествовавшие святые отцы учат». Вероучение передаётся в русле Священного Предания как сочетание двух нераздельных аспектов – «вертикального» и «горизонтального» – т.е., с одной стороны, непосредственного воздействия Святого Духа и, с другой, – преемственности «закона веры» и «закона молитвы» от апостолов и отцов. Отсюда, конечно, не следует, что Священное Писание отступает на второй план. Однако его, согласно православному учению, нельзя рассматривать как автономный источник веры. Противопоставление Писания и Предания, возникшее в западном христианстве в эпоху Реформации, противоречит православному пониманию их соотношения. Оторванное от Предания, Писание неизбежно становится заложником «конфликта интерпретаций», который со всей остротой дал о себе знать в процессе Реформации, когда чрезмерное акцентирование внимания отдельных толкователей на том или ином аспекте Писания создавало благоприятную почву для непрестанного дробления и образования новых протестантских групп. С православной точки зрения Священное Писание и Священное Предание являются двумя сторонами «одного и того же первичного явления, т.е. Божественного Откровения». Православная церковь исповедует, что соборно засвидетельствованные истины вероучения вдохновлялись Святым Духом, Который действовал и в священных писателях, а значит, не могут противоречить Священному Писанию, – они полностью ему соответствуют, истолковывая его важнейшие положения. Таким образом, «ключом» к Писанию является причастие Святому Духу, осуществляемое только в рамках Предания. Толкование Священного Писания вне благодати Святого Духа рассматривается в православной традиции как недопустимое самоволие. Большую сложность представляет собой определение формальных критериев истинности вероучения.

 



 
PR-CY.ru