РАФАЭЛЬ Санти - Страница 10

У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Самым талантливым был Джулио Романо (1492–1546 гг.), который после смерти Рафаэля создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал, из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Как и многие художники его времени, как например, Микеланджело, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. Например, посвящённый одной из возлюбленных живописца: «Амур, умерь слепящее сиянье Двух дивных глаз, ниспосланных тобой. Они сулят то хлад, то летний зной, Но нет в них малой капли состраданья. Едва познал я их очарованье, Как потерял свободу и покой. Ни ветер с гор и ни морской прибой Не справятся с огнём мне в наказанье. Готов безропотно сносить твой гнёт И жить рабом, закованным цепями, А их лишиться – равносильно смерти. Мои страдания любой поймёт, Кто был не в силах управлять страстями И жертвой стал любовной круговерти» (перевод А. Махова). Вазари писал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно», но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет, похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть» («Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori»). Умерший молодым, Рафаэль, тем не менее, почти все свои начинания осуществил. Само понятие незаконченности как-то не вяжется с характером его искусства – воплощением ясной соразмерности, строгой уравновешенности, чистоты стиля. Из трёх корифеев Высокого Возрождения Рафаэль долгое время был самым чтимым, все академии мира сделали его своим божеством. Это официальное поклонение заставило впоследствии противников классицизма охладеет к признанному кумиру. Начиная со второй половины XIX в., любовь к Рафаэлю уже не так сильна, как прежде. Но надо признать: Рафаэль – не тот благообразный, идеальный, благочестивый классик, каким его воспринимали эпигоны. Он живой и земной. Это ещё в 1880 гг. почувствовал молодой Михаил Александрович Врубель (1856–1910 гг.) и был взволнован открытием: «Он глубоко реален. Святость навязана ему позднейшим сентиментализмом… Взгляни, например, на фигуру старика, несомого сыном, на фреске «Пожар в Борго» – сколько простоты и силы жизненной правды!» 5 декабря 2012 г. на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» (1519–1520 г.) к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую (это – рекордная сумма для графических работ).



 
PR-CY.ru