РАФАЭЛЬ Санти - Страница 7

В 1513–1516 гг. по заказу папы Рафаэль занимался изготовлением картонов для ковров, вытканных в Брюсселе и украсивших стены Сикстинской капеллы. Их сюжетами послужили эпизоды из истории апостола Петра: «Чудесный улов», «Передача ключей апостолу Петру», «Наказание Аниании», «Исцеление хромого» и др. Наиболее удачным считается картон «Чудесный улов». Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513–1518 гг. в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты. В 1514 г. умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 г. он получает и должность главного хранителя древностей. В 1515 г. в Рим приезжает Альбрехт Дюрер (1471–1528 гг.) и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет (его дальнейшая судьба неизвестна). Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514–1515 гг.), «Несение креста» (1516–1517 гг.), «Видение Иезекииля» (около 1518 г.). Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518–1520 гг.) – картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо (1492–1546 гг.) по его эскизам. В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. В некоторых из них он варьирует созданный им во Флоренции тип изображения Марии с Младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510 г.), «Мадонна Фолиньо» (1512 г.), «Мадонна с рыбой» (1512–1514 гг.), «Мадонна в кресле» (около 1513 – 1514 г.). «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле» – две круглые картины, в которых Рафаэль достигает поразительной свободы группировки фигур, вместе с тем, подчиняя свою композицию ритму круглого обрамления. В ряде других Мадонн, написанных в Риме, он создал тип большой и величественной алтарной картины. Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512–1513 гг.) – одно из самых вдохновенных произведений художника. Эту картину заказали монахи церкви св. Сикста в Пьяченце. «Сикстинская мадонна» поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне – это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника – заставить нас глядеть неустанно в печальные глаза Марии. Эта картина по замыслу, композиции и интерпретации образа существенно отличается от Мадонн флорентийского периода. Вместо интимного и земного изображения прекрасной юной девы, снисходительно следящей за забавами двух малышей, здесь перед нами словно внезапно возникшее в небесах из-за отдёрнутого кем-то занавеса чудесное видение.

 



 
PR-CY.ru