РАФАЭЛЬ Санти - Страница 6

В этой росписи обращает на себя внимание смелость композиционного построения. Главное действие располагается здесь не в центре, но перенесено вправо, и его стремительный ритм уравновешивается изображением теснящейся слева толпы и высящейся над ней фигурой папы. В «Мессе в Больсене» (1512 г.) изображено чудесное изобличение священника, не верившего в истинность таинства причастия. Присутствующему при этом папе Рафаэль снова придал черты Юлия II, благодаря чему и это произведение приобрело современное звучание. Помимо изображения Юлия II, здесь есть ещё ряд превосходных портретов. Две другие фрески – «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513–1514 гг.) и «Папа Лев I, останавливающий вторжение Аттилы в Рим» (1513–1514 гг.) – выполнены уже после смерти Юлия II при его преемнике Льве X. В них в иносказательной форме повествуется о чудесном спасении Италии от врагов. Особенно удалось Рафаэлю «Освобождение апостола Петра из темницы»: картина отличается оригинальностью композиционного построения и смелостью световых эффектов. Джорджо Вазари писал: «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Пётр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела… А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, – такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала». Росписи в станцах печати и Илиодора представляют собой одну из вершин искусства Высокого Возрождения. Выразив лучшие надежды своих современников, Рафаэль одновременно воплотил в них гуманистический идеал прекрасного и совершенного человека, живущего в атмосфере гармонии с окружающими его людьми и средой или торжествующего справедливую победу. В «Афинской школе», «Диспуте», «Изгнании Илиодора» он создал многофигурные композиции со сложным развитием действия и вместе с тем предельно простые и ясные по своей архитектонике, подчинённые строжайшим законам логики. К сожалению, Рафаэлю не удалось собственноручно довести до конца росписи ватиканских станц. Заваленный заказами, он был вынужден поручить окончание работы своим ученикам, которым принадлежит большая часть росписей в следующей станце («Пожар в Борго») и фреска в зале Константина, выполненная уже после смерти художника. Росписи учеников Рафаэля, хотя и сделанные по его рисункам, лишены той гармонии и ясности, присущих всегда его собственным работам. Сменивший в 1513 г. Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля. Наряду с фресками ватиканских станц он выполнил ещё целый ряд монументально-декоративных работ с сюжетами из Библии для десяти шпалер (всего до нашего времени дошло семь картонов).

 



 
PR-CY.ru