РЕФОРМАЦИЯ - Страница 25

Например, нельзя объяснять только переходом в протестантизм экономическое развитие Голландии и Англии или торжеством католицизма – экономический упадок Испании (как это делал Маколей). Однако несомненно существование связи между фактами обеих категорий. Историки давно говорили о необходимости подсчёта, во что обошёлся Европе религиозный фанатизм, разделявший разные части одного и того же народа или целые нации на враждебные лагери. Возникает вопрос: откуда брались те громадные материальные средства, которые позволяли западноевропейским государям собирать большие армии, снаряжать огромные флоты? Ход истории Реформации на Западе, несомненно, был бы иной без грандиозных международных столкновений, ставших в XVI в. возможными лишь вследствие важных перемен в денежном хозяйстве. Особый интерес у исследователей вызывает вопрос о связи религиозной Реформации с экономической историей по отношению к классовым различиям западноевропейского общества XVI в. Причины недовольства католическим духовенством и церковными порядками, имевшие очень часто экономический характер (обеднение дворянства, тяжесть десятины, обременение крестьян поборами), были далеко не одинаковыми в отдельных сословиях и классах, на которые распадалось тогдашнее общество. Если не классовые интересы сами по себе заставляли ту или другую часть населения становиться под знамя той или иной формулы (как это часто наблюдается в реформационную эпоху), то, во всяком случае, классовые различия оказывали влияние (хотя бы косвенное) на образование религиозных партий. Так, например, в эпоху французских религиозных войн гугенотская партия имела преимущественно дворянский характер, а католическая лига состояла преимущественно из городского простонародья, тогда как «политики» представляли собой, главным образом, зажиточную буржуазию. В непосредственной связи с религиозной Реформацией находилась секуляризация церковной собственности. В руках духовенства и монастырей было сосредоточено громадное количество населённых имений, иногда чуть не половина всей территории. Там, где происходила секуляризация церковной собственности, совершался целый аграрный переворот, имевший важные экономические последствия. За счёт духовенства и монастырей обогатилось преимущественно дворянство, с которым государственная власть, производившая секуляризацию, большей частью делилась своей добычей. Секуляризация церковной собственности совпала по времени с двумя важными процессами в социальной истории Западной Европы. Во-первых, повсеместно происходило обеднение дворянского сословия, которое в поисках способов поправить свои дела, с одной стороны, налегло на крестьянскую массу (как это видно, например, в Германии, в эпоху крестьянской войны), а с другой – стало усиленно стремиться к овладению поземельной собственностью клира и монастырей. Во-вторых, в это время начался переход от прежней, средневековой формы хозяйства к новой, рассчитанной на более обширное производство. Старые способы извлечения доходов из земли легче всего могли удерживаться там, где собственность сохраняла прежних владельцев, а хозяйственный консерватизм нигде до такой степени не господствовал, как на церковных землях, переход которых к новым владельцам неизбежно должен был содействовать переменам хозяйственного характера. Церковная Реформация помогала здесь процессу, коренившемуся в экономической сфере. Грубо-конфессиональная точка зрения первых историков Реформации постепенно уступила место более объективной критике. Главная заслуга исторического выяснения всей эпохи принадлежит, тем не менее, протестантским писателям (или сочувствующим протестантизму), как известной форме религиозного сознания; и писатели католического лагеря, в общем, напрасно стараются поколебать их представление о Реформации. Впрочем, в отдельных случаях исследователи пытаются считаться с вносимыми и с этой стороны поправками, тем более, что на суждение протестантских историков нередко оказывали влияние предвзятые взгляды.

 



 
PR-CY.ru