Словарь по христианству П ПУССЕН Николя

ПУССЕН Николя

ПУССЕН Николя (1594–1665 гг.) – знаменитый французский художник, стоявший у истоков живописи  классицизма. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, он раскрывал темы современной ему эпохи, своими произведениями воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. Значение его творчества для истории живописи огромно. Созданный им классицистический стиль получил дальнейшее развитие во французском изобразительном искусстве на протяжении последующих столетий. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения, но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Николя Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) и Рафаэля Санти (1483–1520 гг.). Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приёмов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества. Пуссен почти не имел учеников, но уже  в середине и во второй половине XVII в. его искусство оказывает очень большое влияние на многих французских художников, а классицистический стиль приобретает во Франции господствующее значение. Правда, последователи Пуссена и, прежде всего, деятель французской Академии восприняли, в основном, лишь внешние стороны искусства великого мастера, превратив его художественные принципы в застывшие схемы.  Его подлинным продолжателем явился в конце XVIII в. Жак-Луи Давид (1748–1825 гг.), создатель французского революционного классицизма. И позже (в XIX и даже XX вв.) многие художники Франции обращаются к наследию Николя Пуссена, находя в его произведениях непреходящие художественные ценности. Франция XVII в. была передовым европейским государством, что обеспечивало ей благоприятные условия для развития национальной культуры, ставшей преемницей Италии эпохи Возрождения. Распространённые в то время взгляды Рене Декарта (1596–1650 гг.) повлияли на развитие науки, философии, литературы, искусства. Рене Декарт (математик, естествоиспытатель, творец философского рационализма) оторвал философию от религии и связал её с природой, утверждая, что принципы философии извлекаются из природы; возводил в закон принцип главенства разума над чувством. Эта идея легла в основу классицизма в искусстве (теоретики нового стиля говорили, что «классицизм – это доктрина разума»). Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство. Согласно доктрине классицизма, природа должна была показываться не такой, какая она есть, а прекрасной и разумной; классики одновременно объявляли прекрасным то, что правдиво, призывая учиться этой правде у природы. Классицизм установил строгую иерархию жанров, деля их на «высокие», к которым относились исторический и мифологический, и «низкие» – бытовой.

 



 
PR-CY.ru