ПУССЕН Николя - Страница 5

Вскоре был написан ещё один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631 г., Париж, Лувр), а также «Вакханалия» (Лондон, Национальная галерея). Рассудочность построения и идеализация образов не исключают в этих картинах ощущения ясной радости бытия, хотя и сдержанной в своих проявлениях. Значительное разнообразие красочных сочетаний, характерное для многих ранних работ, с середины 1630 гг. уступает место более рассудочной и отвлечённой колористической системе, строящейся на сопоставлении больших планов локальных цветов. Живописная манера становится более тщательной и гладкой. Рационалистическое начало подавляет эмоциональное и в трактовке образов (они приобретают подчёркнуто идеалистический характер). Отбрасывая всё конкретное и индивидуальное, Николя Пуссен стремится к созданию образов совершенных и обобщённых и вырабатывает каноны красоты, всё более близкие к античным. В 1632 г. он был избран членом Академии Святого Луки. В течение нескольких лет (1636–1642 гг.) трудился над заказом римского учёного и члена Академии деи Линчеи Кассиано даль Поццо (1588–1657 гг.), любителя античности и христианской археологии; для него живописец рисовал серию картин о семи таинствах (даль Поццо больше других поддерживал французского художника как меценат). Часть картин вошла в собрание живописи герцогов Ратлендов. Новый суперинтендант королевских строений Франции Франсуа Сюбле де Нойе (1589–1645 гг.; в должности 1638–1645 гг.) окружает себя такими специалистами, как Поль Флеар де Шантлу (1609–1694 гг.) и Ролан Флеар де Шамбре (1606–1676 гг.), которым поручает всячески способствовать возвращению Николя Пуссена из Италии в Париж (для Флеара де Шантлу художник исполняет картину «Манна небесная», которую впоследствии (1661 г.) приобретёт король для своей коллекции). Через несколько месяцев Пуссен всё же принял королевское предложение («nolens volens») и приехал в Париж в декабре 1940 г. Он получил статус первого королевского художника и, соответственно, общее руководство возведения королевских строений (к сильному неудовольствию придворного живописца Симона Вуэ; 1590–1649 гг.). Сразу после возвращения Пуссена в Париж в декабре 1940 г. Людовик XIII (1610–1643 гг.) заказывает ему масштабное изображение «Евхаристии» для алтаря королевской часовни Сен-Жерменского дворца. В это же время, летом 1641 г., Николя Пуссен рисует фронтиспис для издания «Biblia Sacra», где изображает Бога, осеняющего две фигуры: слева – женственного ангела, пишущего в огромном фолианте, с оглядкой на кого-то невидимого, и справа – полностью завуалированную фигуру (кроме пальцев ног) с небольшим египетским сфинксом в руках. От Франсуа Сюбле де Нойе поступает заказ на живописное изображение «Чудо св. Франциска Ксаверия» для помещения-новицианта иезуитского колледжа. Христос на этом изображении был раскритикован Симоном Вуэ, который высказался, что Иисус «более походил на громоподобного Юпитера, чем на милосердного Бога». Однако холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Шарля Лебрена (1619–1690 гг.), которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства Людовика XIV (1643–1715 гг.). Именно в это время Николя Пуссен пишет свою знаменитую картину «Великодушие Сципиона» (1640 г., Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина).

 



 
PR-CY.ru