ПУССЕН Николя - Страница 6

Картина относится к зрелому периоду творчества мастера, где чётко выражены принципы классицизма, которым отвечает строгая ясная композиция и само содержание, прославляющее победу долга над личным чувством (сюжет заимствован у римского историка Тита Ливия). Полководец Сципион Старший, прославившийся во время войн Рима с Карфагеном, возвращает вражескому военачальнику Аллуцию его невесту Лукрецию, захваченную Сципионом во время взятия города вместе с военной добычей. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Симона Вуе (1590–1649 гг.), Брекьера и Филиппа Мерсье, раньше его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуэ. В сентябре 1642 г. Николя Пуссен уезжает из Парижа, удаляясь от интриг королевского двора, с обещанием вернуться. Но смерть кардинала Ришельё (1585–1642 гг.) и последовавшая кончина Людовика XIII (14 мая 1643 г.) позволили живописцу остаться в Риме навсегда. Таким образом, в 1642 г. Пуссен вернулся в Рим, к своим покровителям: кардиналу Франческо Барберини и академику Кассиано даль Поццо (1588–1657 гг.), и жил там до самой своей смерти. Отныне он работает с форматами только среднего размера, которые заказывают большие любители живописи – даль Поццо, Шантлу, Пуантелем или Серизье. Вернувшись в Рим, Пуссен завершает работу по заказу Кассиано даль Поццо над серией картин «Семь таинств», в которой раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств) и др. В 1643 г. рисует для Шантлу «Экстаз св. Павла», сильно напоминающий картину Рафаэля «Видение пророка Иезекииля» (1518 г.). Конец 1640 – начало 1650 гг. – один из плодотворных периодов в творчестве Николя Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев. В своих полотнах он показывал совершенных героев, верных гражданскому долгу, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. Создавая идеальные образы на основе реальности, Пуссен сознательно исправлял природу, принимая из неё прекрасное и отбрасывая безобразное. Около 1644 г. он рисует полотно «Младенец Моисей, попирающий корону фараона» – первое из двадцати трёх, предназначенных для его парижского друга и мецената Жана Пуантеля. Библейский Моисей занимает важное место в работах живописца. Для библиофила Жака Огюста де Ту (1609–1677 гг.) работает над «Распятием», признавая в переписке всю трудность этой работы, которая довела его до болезненного состояния. В 1649 г. создаёт картину «Моисей, иссекающий воду из скалы» для друга и сотоварища по искусству Жака Стелла (1596–1657 гг.). В последний период творчества (1650–1665 гг.) Николя Пуссен всё чаще обращался к пейзажу, его герои связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Но их фигуры мифических героев малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира.

 



 
PR-CY.ru