ПУССЕН Николя - Страница 7

Ту же идею выражает и композиция пейзажа – простая, логичная, упорядоченная. В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план – равнина, второй – гигантские деревья, третий – горы, небо или морская гладь. Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором – тёплые и зелёный, на третьем – холодные, и, прежде всего, голубой. Но художник был убеждён, что цвет – это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. С 1650 гг. в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Он всё чаще обращается к таким сюжетам из Библии или античной истории, которые могли иметь воспитательное значение, поскольку главной целью своего искусства мастер считал пробуждение в своих современниках высоких понятий разума, добродетели, героизма. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для выражения больших морально-этических проблем, составивших содержание его искусства, Пуссен находил простые, строгие, законченные живописно-пластические формы. Его художественный язык в это время отличается предельной ясностью и лаконизмом. Всё в его картинах строго обосновано, рассчитано, продумано, так что содержание воспринимается с большой лёгкостью. Внимание Пуссена часто привлекала мысль о быстротечности жизни и неизбежности смерти. В период 1660–1664 гг. он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В них глубокие философские идеи жизни и смерти выражены в величавых и выразительных образах природы. Пейзажи Николя Пуссена многоплановы, чередование планов подчёркивалось полосами света и тени, иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Николя Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. В октябре 1664 г. умирает жена Пуссена, Анн-Мари: похоронена 16 октября в римской базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Последнее, незавершённое полотно мастера – «Аполлон и Дафна» (1664 г.; приобретено Лувром в 1869 г.). 21 сентября 1665 года Николя Пуссен оформляет завещание похоронить его скромно, без почестей, рядом с женой. Смерть наступила 19 ноября.



 
PR-CY.ru