ПИКАССО Пабло - Страница 3

Обращаясь к образам всеобщего и вечного, искусство Новейшего времени всё больше имеет дело не с личностью, а с личиной, маской – с человеком, представляющим не себя, но некое условное множество. Стремление к формулам, отображающим типическое, универсальное в искусстве, отвечает глубинным процессам европейской цивилизации на рубеже веков. Творческие эксперименты Пабло Пикассо, начатые им почти внезапно в конце «розового» периода и непосредственно предшествующие становлению кубизма, основаны на представлениях о типическом образе, об универсальном методе, рациональном начале и «математическом», жёстком построении. В период исканий (1901–1907 гг.) он пишет «Авиньонских девиц» (1907 г.). Переход от сентиментализма «голубого» и «розового» периодов к инновациям, возникающим зимой и весной 1907 г. в этюдах к этой картине, во многом имеет контрастный характер. От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и деструкция натуры («Авиньонские девицы»), односторонняя интерпретация системы Поля Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, которого он встретил в 1907 г., Пикассо становится родоначальником кубизма – художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Присущие его раннему эклектичному творчеству мягкий колорит, правильные пропорции и пространственная перспектива, эмоциональная окрашенность и психологическая характеристика персонажей (это преимущественно простые люди: рабочие, странствующие актёры, нищие, калеки и т.п.) сменяются вариациями на тему человека, лишённого конкретных социальных, психологических и прочих характеристик: абстрактные статичные положения и позы, резкие, нарочитые цветовые сочетания, «неумелые» контуры фигур, асимметрия, ломаные линии, увеличенные, грубо заштрихованные детали, утрированно свободное обращение с пространственной перспективой и пропорциями. Если докубистическая манера Пабло Пикассо поверхностно имитирует, пересказывает некоторые тривиальные идеи, направлена на достижение определённого эмоционального эффекта, то его новый подход отличается пристальным анализом, выявляющим пластические свойства самой натуры. Высокий уровень условности в его работах – результат всё более глубокого изучения натуры и её пластического осмысления. Каковы бы ни были намерения автора, результат этого пластического анализа и последующего синтеза, лаконичные конструкции, в которые он претворяет лица и фигуры своих моделей, – конкретный образ, соотносимый с тем, который, трансформируясь именно так, как это нам показывает художник (от человека «простого» к просто человеку), находится в начале XX в. в центре искусства, литературы, философии, идеологии. Пабло Пикассо, вначале больше других отдавший дань модным темам, очень скоро и весьма остро ощутил, что живопись обладает собственными средствами для более глубокого анализа человека («на элементарном уровне»), который был начат несколько раньше во французской поэзии, русской литературе, немецкой философии и австрийской психиатрии.

 



 
PR-CY.ru