ПИКАССО Пабло - Страница 4

В начале 1900 гг. в его живописи проявляется склонность к постановке ясной задачи, к решению философских проблем пластическими средствами, к концентрации изобразительных средств. Наряду с элементами стиля модерн в его работах появляются широкие плоскости, покрытые одним цветом, признаки статичности в лицах и фигурах. Произведение переходного периода (от «голубого» к «розовому») – «Девочка на шаре» (1905 г., Музей изобразительных искусств, Москва). Соединение в ней геометрических и человеческих фигур делает эту картину прологом к тем инновациям, которые через два года войдут с кубизмом в мировое искусство. Вместе с тем уже в работах «розового» периода и некоторых более ранних (таких, как «Две сестры» (1902 г.), «Странствующие гимнасты» (1901 г.) и др.) проступает многое из того, что необходимо для развития магистральной линии кубизма. Однако нечто весьма важное до определённого момента отсутствует. Можно сказать, что Пикассо знал, что он ищет, когда проводил время за изучением в Лувре греческой архаики, этрусского и египетского искусства, кикладских идолов и иберийской скульптуры. В 1904 г. Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали, в основном, бродячие артисты – клоуны, танцовщики и акробаты. Картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Перелом происходит в 1906 г. То, что его не удовлетворяет, что является предметом его исканий, уясняется в процессе работы над портретом Гертруды Стайн (для этого портрета она позировала более восьмидесяти раз). Писательница вспоминает: «В один прекрасный день Пикассо переписал всю голову заново. „Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас", – сказал он в ярости. И оставил работу над портретом». Дальнейшая эволюция его творчества показывает, что то был момент радикального изменения и концепции изображения, и концепции человека. При этом ничто, кажется, не позволяет ответить однозначно на вопрос, какая из концепций (человека или искусства) первой претерпевает изменения. В это время он уже, очевидно, сознавал, что уходит дальше других в деятельности – в такой же мере разрушительной, как и созидательной. Смена творческой установки выглядит как внедрение рационального начала в сферу интуитивного, эмоционального. Форма, которую теперь создаёт художник, не есть средство «остановить мгновенье», она становится самостоятельной структурой, существующей по своим законам. Эта форма не отражает непосредственно воспринимаемый облик вещей; в лучшем случае она как бы воссоздаёт их пластическую структуру. На смену формам, проецировавшим на искусство порядок природного мира, приходят формы, созданные самим художником. В искусстве столь крутой поворот нуждался не только в творческой энергии.

 



 
PR-CY.ru