ПАСКАЛЬ Блез - Страница 14

Он так и остался апологетом, отрицающим как возможность философского (вне религиозного опыта) осмысления жизни и смерти, так и возможность мистического познания Бога в рамках других религий: «Не только Бога, но и самих себя не можем мы познать иначе, как через Иисуса Христа. Без Иисуса Христа непознаваемы ни жизнь, ни смерть». Итак, приводя различные попытки разъяснения загадки человека в философии стоиков, скептиков и т.д., Паскаль не только мастерски показывает их односторонность, но и приходит к заключению, что одно только христианство, понимаемое в смысле доктрины янсенистов, может примирить эти неразрешимые противоречия. Паскаль утверждает, что только христианство учит, что до грехопадения человек находился в состоянии невинности и совершенства, следы которого сохранились до сих пор в его неустанном стремлении к нравственному идеалу. После грехопадения ум человека омрачился, утратил ясность, а воля его настолько ослабела, что он не может (без помощи божественной благодати) стремиться к совершенству. Вот почему человек являет в своей природе столько противоречий; вот почему он и велик, и ничтожен в одно и то же время. Чтобы религия была истинна, нужно, чтобы она приняла во внимание это основное противоречие человеческой природы. А какая же религия яснее осознает это противоречие, чем религия христианская? Таким образом, христианство является единственной гипотезой, способной дать ключ к разгадке человеческого существования, и поэтому оно – единственно истинная религия. Тем самым, «Мысли» Паскаля носят ярко выраженный характер апологетики католицизма, а его теологические и философские идеи полностью подчинены этой цели. Исключения из этого правила, возможно, имеют эпистемологический характер и являются следствием воздействия необычной композиции его книги, обуславливающей отрывочный характер приведенных в ней высказываний, а также присущей Паскалю формой изложения. Поэтому его идеи иногда воспринимаются некоторыми исследователями вне общего контекста «Мыслей», как имеющие самостоятельное значение. Актуальными целями Паскаля-апологета являются не только привлечение внимания читателей, сомневающихся в существовании Бога, к необходимости приобщения к христианской жизни путем крайнего аскетического отказа от удовольствий, но и убеждение их как в исключительной истинности Римской католической церкви, так и в принципиальной ошибочности других религий.

 



 
PR-CY.ru