НОВОСПАССКИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

К возможности существования в Новоспасском Преображенском монастыре какого-либо общежительного устава скептически относится А. Круглик, который считает, что наличие трапезной связано с традицией создания столов, устраивавшихся царями в дни памяти предков. Обратив внимание на факт проживания в монастыре окольничего Михаила Алексеевича Ртищева, отца Ф.М. Ртищева, имевшего там свою келью, исследователь замечает, что «наличие мирян, покупающих себе келью в монастыре, – характерный признак ктиторских монастырей с келиотским уставом». При этом он ссылается на Житие патриарха Иоакима (Савёлова), который в первой половине 1660 гг. был келарем в Новоспасском Преображенском монастыре. По мнению исследователей, этот источник действительно важен для характеристики быта и внутренней жизни обители, тем более что он составлен, как полагают исследователи, со слов самого Иоакима либо Игнатием (Римским-Корсаковым; личный знакомый святейшего) во время его настоятельства в Новоспасском Преображенском монастыре, либо другим насельником монастыря. Однако в его тексте, скорее, как полагают исследователи, содержатся данные о том, что общежительный устав в Новоспасском Преображенском монастыре на момент описываемых событий, хотя и не в полной мере исполнялся на практике, формально всё же существовал. Об этом свидетельствует хотя бы попытка келаря Иоакима добиться того, чтобы все обитатели монастыря питались в трапезной, а не по кельям; при наличии келиотского устава в обители требовать подобное было бы сложно, тем более со стороны не настоятеля: «И зело от пищи смотряше, да в сладость повары творят, а по скончании братныя трапезы не исхождаше в келию, но на второй трапезе со служителми трапезными ядаше и, кроме великия нужды, никогда же в келии ядаше». Исследователи полагают, что не подлежит сомнению, что в Новоспасском Преображенском монастыре было регламентировано меню для братии; об этом свидетельствует и сохранившийся столовый обиходник (в котором содержатся слова: «Достоит смотряти настоятелю обители и рассуждати, и держати неизменно предания святых отец начального общего жития о ясти, и о питии и о иных потребах», и упоминание в Житии Иоакима «Книги братского питания» (последнее также свидетельствует в пользу общежительной традиции). Наконец, исследователям известны ситуации в середине XVI в., когда архимандрит общежительного московского Симонова монастыря, пребывая в этой должности, делал вклады в Иосифов Волоцкий монастырь, пострижеником которого был. Данная грамота Вассиана Ипатиевскому монастырю интересна исследователям ещё и тем, что она была скреплена именной печатью архимандрита (печать сохранилась), о чём есть прямое указание в её тексте (купчая архимандрита «Нифонта с братьею» от 1544/1545 г. печатью скреплена не была).

 



 
PR-CY.ru