МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Спас на Бору, находился в Московском Кремле. Источники сведений по ранней истории обители отсутствуют. Косвенные свидетельства и предания позволяют исследователям говорить о некой исторической канве событий, связанных с ранним этапом существования монастыря. Топоним «на Бору» в названии Московского Преображенского монастыря дополняет сведения летописей о Боровицком холме как о начальной территории княжеской крепости на месте Москвы. Московский Преображенский монастырь был основан в первой трети XIV в.; верхней границей предполагаемой даты исследователи признают 1330 г. Исследователи допускали возможность возникновения церкви на месте монастыря и до 1330 г., основываясь на летописном известии о привозе в Москву в 1318 г. останков Тверского князя Михаила Ярославича, которые были временно помещены в Спасскую церковь («Полное собрание русских летописей», том 15). Леонид Андреевич Беляев указал на то, что в более поздних сводах появляются слова «в церкви святаго Спаса в монастыре», и отнёс их возникновение ко времени после организации монастыря. Владислав Дмитриевич Назаров считал, что «рождение Спасского монастыря с уверенностью можно относить к 1310-м годам». Согласно пространной летописной статье, 10 мая 1330 г. князь Иван I Данилович Калита перевёл братию из разных монастырей на свой княжеский двор к заложенной каменной Преображенской церкви. В эту первую на территории Московского Кремля обитель из Данилова монастыря была переведена и архимандрития во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископ Ростовский; см. ст. Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь; «Полное собрание русских летописей», том 15). Как сообщается в «Никоновской летописи», перевод архимандритии состоялся при поддержке митрополита Киевского и всея Руси Феогноста (1328–1353 гг.) («Полное собрание русских летописей», том 10). Согласно «Книге степной царского родословия» (конец 1550 – начало 1560 гг.), в ведение архимандрита кремлёвской обители были отданы «всё наследие» Данилова монастыря «и иные сёла…, да вкупе оба монастыря под единем началом и под единою паствою нескудно устраяются». Одной из причин перемещения в Кремль монастыря, основанного родоначальником Даниловичей, могло быть желание князя Иоанна I Калиты иметь вблизи княжеского дворца собственный духовный центр. Исследователи полагают, что с этого времени до конца XV в. Московский Преображенский монастырь был «первой и главной обителью московской великокняжеской семьи». Здесь велась активная работа по московскому летописанию, а монастырь «не был тогда сугубо мужским или женским, а общим, но только для лиц княжеского дома». На Московский Преображенский монастырь как на центр московского летописания указывала и Людмила Леонидовна Муравьёва. Архимандриты Московского Преображенского монастыря иногда были духовниками великих Московских князей. Так, великий князь Дмитрий Иванович Донской, желавший иметь собственного кандидата на кафедру Московского митрополита, принудил к постригу своего духовника священника Михаила (Митяя) и назначил его на архимандритию (1375–1377 гг.) в придворном Спасском монастыре («Полное собрание русских летописей», том 15).

 



 
PR-CY.ru