МАРИТЕН Жак - Страница 8

«Право и знание о праве – две разные вещи», и знание это может разниться в зависимости от конкретной страны или исторической эпохи. Право народов, или общий закон цивилизации, познаваемый через концептуализацию, является расширением естественного закона с учётом конкретных условий социальной жизни. Он рассматривает человека как социальное существо (например, члена гражданского общества). Он так же универсален, по крайней мере, настолько, насколько универсальны сами установления цивилизованной жизни. Позитивное право – это система законов, действующих в конкретном обществе. По убеждению Жака Маритена, естественные права человека неотъемлемы, потому что они основаны на человеческой природе, но фундаментом общества являются не они, а общее благо, с которым они связаны. Поэтому между правами существует иерархия: чем теснее связь с общим благом, тем более важными и неотъемлемыми являются права (например, при отчуждении права на жизнь общее благо не может не пострадать). Демократическая форма общественного устройства исходит из признания естественных прав человека. Отношение Жака Маритена к демократии менялось от настороженного в ранний период творчества до полного приятия. Он считал, что «в своём основном принципе… этот идеал общественной жизни… исходит из евангельского вдохновения и не может без него поддерживать своё существование». Поскольку подлинным суверенитетом, т.е. естественным, абсолютным и неотъемлемым правом на верховную власть, обладает только Бог, то «никакой человек и никакая особенная группа людей сами по себе не имеют права управлять другими людьми. Правители получают это право» от Бога «через согласие и волю народа… и именно в качестве… представителей руководят множеством, направляя его к общему благу». В эстетике Жака Маритена интересовала, прежде всего, природа искусства и поэтического познания. Творчество есть «производящее действие», соотносящееся не с интересами художника, а с самим создаваемым произведением. Искусство есть добродетель, или habitus, практического интеллекта, стремящаяся к созиданию. Она не является теоретической активностью. Её цель – созидание прекрасных вещей, а художник – тот, кто стремится к такому созиданию. Хотя прекрасное познаётся человеком через чувства, и при этом не задействована абстрактивная способность разума, тем не менее, красота – это то, что восхищает разум. Красота не есть нечто субъективное и относительное, она всегда связана с цельностью, соразмерностью и «сиянием», или ясностью. Она относительна в том лишь смысле, что «зависит от природы и цели произведения и от внешних условий её проявления». Красота и искусство связаны не только с миром, но и с духовным опытом. В конечном счёте, творческая активность связана с Творцом и имеет отношение к трансценденталиям блага, истины и единства. Художественная активность, как считал Жак Маритен, предполагает свободу. Но свобода не может быть абсолютной, поскольку, в конечном итоге, она подчинена истине. Когда Жак Маритен говорит о независимости художника от политики или религиозного авторитета, он отвергает и то, что художник ответствен только перед самим собой, ведь «творческое «Я» умирает для самого себя, чтобы жить в произведении». Творческое, поэтическое познание – «это аффективное знание через соприродность», через творческую интуицию, в которой мир вещей и субъективность поэта неразрывно соединяются благодаря специфической «одухотворённой эмоции».



 
PR-CY.ru