МАРИТЕН Жак - Страница 6

В некой первичной интуиции мыслящее «Я» познаётся как нечто, чьё существование должно выходить за пределы времени. При этом необходимо признать, что «дух может исходить только от духа, мысль может происходить только от мысли», из чего следует утверждение существования «мысли в чистом акте, от которой происходит всякая мысль». Жак Маритен говорит и об иных путях познания Бога – путях практического интеллекта: через опыт искусства и поэзии и через моральный опыт, когда человек, создавая прекрасное произведение или осуществляя благой выбор, устремляется, не зная того, к самой Красоте или Благу. Если эти способы приближения к Богу суть «дофилософские», то мистическое познание Бога стоит выше философского, рационального познания. Этика, согласно Жаку Маритену, будучи знанием спекулятивно-практическим, не является сугубо философской дисциплиной. Поскольку человек не находится в состоянии чистой природы, он должен быть рассмотрен в его «экзистенциальном бытии», с учётом всех сторон его деятельности. Но более важно, чтобы моральный философ принимал во внимание, что человек есть существо, с одной стороны, падшее, с другой стороны – наделённое благодатью и стремящееся к своей предельной вневременной цели. Иначе говоря, та нравственная философия, которая действительно соответствует своему объекту, «тяготеет к богословию». Но, подчиняясь ему, она, тем не менее, не изменяет своему специфическому методу. Признание того, что предельная цель человека лежит вне его земной жизни, служит одним из тех положений, на которых основывается политическая философия Жака Маритена. Другим таким положением является различение понятий индивида и личности (см. в ст. Лицо). Как индивид человек является частью материального космоса и политического целого. Как личность он есть целое, стоящее по своей ценности выше всего материального мира и любого общества. Это должно учитывать государство, цель которого заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для духовного и нравственного развития личности. Целостный взгляд на человека Жак Маритен именовал «интегральным гуманизмом». На основе этого понятия им был выстроен проект «христиански инспирированного общества», которое могло бы усилиями христиан прийти на смену современным общественным системам. «Интегральный гуманизм» противопоставлялся Жаком Маритеном «антропоцентрическому гуманизму», зародившемуся ещё в эпоху Возрождения и определяющему облик современной западной цивилизации. «Беда классического гуманизма в том, что он был антропоцентричен, а не в том, что он был гуманизмом». Если теоцентрический христианский гуманизм говорит о том, что Бог есть центр человека, то антропоцентрический гуманизм, предполагающий натуралистическую концепцию человека, утверждает, что сам человек есть центр человека. Лишая его Бога, антропоцентрический гуманизм на деле «расчеловечивает» человека.

 



 
PR-CY.ru