МАРИТЕН Жак - Страница 7

В своей крайней, атеистической форме антропоцентризм разрушителен для цивилизации. Жак Маритен считал, что современный мир может быть преобразован в самых своих основах. Конкретный исторический идеал нового христианского мира (nouvelle chrétienté ) предполагает признание различия временного и надвременного порядка существования человека. Хотя временный порядок подчинён надвременному, он обладает автономией. Его преобразование – задача христиан новой эпохи, которая возникнет благодаря героизму «новой святости». Это не будет, по мысли Жака Маритена, святость святых или отшельников. «Её можно охарактеризовать, прежде всего, как святость и освящение мирской жизни (vie profane)». Жак Маритен выделяет три ключевых аспекта концепции новой христианской цивилизации. 1. Эта концепция общинная (communautaire), т.е. признаётся, что «собственной... целью гражданского общества и цивилизации является общее благо, отличное от простой суммы индивидуальных благ и высшее по отношению к благу индивидуума, поскольку он является частью социального целого». Но «это временное общее благо не есть высшая цель», оно подчинено вневременному благу личности. 2. Отсюда проистекает персоналистический аспект, или признание того, что общее земное благо есть цель промежуточная (infravalente), предполагающая верховенство вечности как высшей цели человеческой личности. Любое посягательство на примат личности по отношению к индивидуальности отсылает, как считает Жак Маритен, к тем политическим концепциям, в которых «политическое целое требует для себя всего человека полностью» (коммунизм, фашизм). 3. Перегринальный аспект состоит в представлении о том, что земной град есть общество людей, не осевших на определённом месте, но странствующих. Отсюда понимание того, что в земной жизни человек не должен успокаиваться вплоть до самой смерти. Осознание того, что мир никогда не будет идеальным в силу человеческой греховности, не должно приводить к бездействию. Христианин призван, по убеждению Жака Маритена, к неустанному преображению мира. В своих работах Жак Маритен развивает традицию философии естественного права. Он различает четыре вида права: вечный закон, естественное право, право народов и позитивное право. Вечный закон – это право Бога, Kоторый есть «чистая Справедливость». От Него исходит естественное право, являющееся законом только в силу своей причастности вечному закону. Естественное право определяется как некий «порядок или последовательность, которые человеческий разум способен открыть и в соответствии с которыми человеческая воля должна действовать, дабы привести себя в соответствие с сущностными и необходимыми целями человеческого бытия». Жак Маритен выделяет два существенных элемента в естественном праве: онтологический и гносеологический. Первый имеет в виду связь естественного закона с целью, присущей природе человека, из чего следует универсальность закона, поскольку все люди обладают одной природой. Многообразие же правовых систем мы можем объяснить, если будем учитывать гносеологический элемент, который состоит в том, что естественный закон, будучи неписаным, познаётся не рациональным путём, а через склонность или соприродность, и степень его познания зависит от уровня развития морального сознания.

 



 
PR-CY.ru