МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич - Страница 5

В 1892–1894 гг. задуманный труд отчасти был опубликован в виде очерков «Эрнест Ренан и его “Жизнь Иисуса”», в которых уделяется существенное внимание обзору предшествующей появлению труда Эрнеста Ренана истории протестантской экзегезы. По словам протоиерея Георгия Васильевича Флоровского, эти очерки опоздали на 15 лет, в то время как «публика продолжала тайно читать Ренана». Началом новейшего периода западной библеистики М.Д. Муретов считал появление исследования «Жизнь Иисуса» Давида Фридриха Штрауса (1835 г.), оказавшего «разрушительное действие на тогдашнюю богословско-экзегетическую науку», вызвавшего тем самым «необходимость построения новых школ» на её развалинах. М.Д. Муретов выделял в критической западной экзегезе три основных направления: отрицательную критику, стремящуюся «упразднить историческую достоверность новозаветных повествований»; положительную критику, изучающую «несомненную истинность содержания новозаветных книг»; положительно-отрицательную критику, старающуюся примирить противоположные полюса (Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер, Иоганн Август Вильгельм Неандер и др.). М.Д. Муретов постарался рассмотреть работы основных представителей этих направлений, выявить их философские предпосылки и внутренний генезис, дать православную оценку состоятельности каждого. Исследователи отмечают, что очерки носят полемико-апологетический характер, но при этом М.Д. Муретов старается дать объективную оценку рассматриваемым трудам. Отмечая «художественное воспроизведение… материально-земной стороны Евангельской истории», составляющее «оригинальное достоинство труда Ренана», М.Д. Муретов всё же заключает, что любая попытка изобразить «лицо Безгрешного Богочеловека… с художественною и реальною верностию действительности» представляет «художественную карикатуру, искажение Богочеловеческого образа Искупителя грубо-плотяными чертами, превращение Богочеловека в человека». Эта задача «не может быть делом обычно-человеческого гения или естественного вдохновения, но требует сверхъестественного акта богодухновенности», поэтому церковь всегда «ревностно оберегала неприкосновенность Четвероевангелия, как единственно возможного и единственно потребного для христиан начертания Искупителя-Богочеловека в Его словах и делах». Негативное отношение М.Д. Муретова к Эрнесту Ренану, как и к другим представителям западной критической школы библеистики, было обусловлено тем, что, по его мнению, историческая критика и другие виды критики сами по себе не в состоянии решить вопрос о вере. Согласно М.Д. Муретову, вера и неверие всегда противостояли друг другу, и библейская критика ничего не может здесь изменить. М.Д. Муретов опубликовал много статей по частным вопросам новозаветной библеистики, в которых старался сочетать филологический анализ текста и мнения современной западной библеистов с православной оценкой критического метода, восходящей к толкованиям святых отцов (прежде всего, преподобного Ефрема Сирина и Кирилла Александрийского). М.Д. Муретов задумывал большой труд по Четвероевангелию, однако успел опубликовать только вводную статью о сравнительных особенностях канонических Евангелий и часть, посвящённую Евангелию от Матфея.

 



 
PR-CY.ru