МАКАРИЙ - Страница 24

Такое внимание к теме чудес у раки святого явно указывает на особое отношение заказчика к мощам Макария и, может быть, является откликом на драматические события, связанные с их обретением. Две костромские житийные иконы раннего XVIII в. (Третьяковская галерея, Костромской государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) отличаются своеобразием в подборе клейм, что, вероятно, отражает волю заказчика. Икона из Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника имеет редкий средник – на позёме представлен Унженский монастырь, а в составе клейм есть чудо об обители. На иконе середины – третьей четверти XVIII в. из Государственного музея-заповедника «Коломенское» в житийный цикл включено три клейма унженской тематики, одно из них не имеет литературного источника. Это – явление Макария воеводе Фёдору Васильевичу Супоневу во время осады города татарами в 1522 г. Исследователи не исключают, что данный сюжет отражает семейное предание, а его замысел принадлежит отдалённым потомкам Ф.В. Супонева, которые чтили своих предков. Исследователи считают необычным и фрагментарно сохранившийся огромный образ со сценами из Жития Макария (Костромской художественный музей), ещё не раскрытый, но, несомненно, дающий наиболее полный состав клейм. Небольшая группа житийных икон каргопольского происхождения представляет особый тип иконографии Макария. Не повторяя хергозерский чудотворный образ в деталях композиции и размерах, иконописцы воспроизводят типологию предмета: икона с образом святого в раме с клеймами Жития. Наиболее ярким примером исследователи считают образ конца XVIII в. из Макариевской часовни деревни Качикова Горка Плесецкого района Архангельской области с Макарием в молении «Троице Ветхозаветной» в среднике и с 14 клеймами Жития на раме (артель Ивана Ивановича Богданова-Карбатовского, Архангельский музей изобразительных искусств). Среди клейм – уникальное «Явление преподобного Макария Авраамию». Литературным источником житийного цикла и текстов в отдельных случаях становится редакция Жития, включённая Димитрием Ростовским в Минеи Четьи. Образы Макария XIX в. (нередко с монастырём в среднике) с клеймами Жития были весьма распространены и сохранились во многих собраниях. Среди житийных образов этого времени исследователям наиболее интересны две иконы из действующих Казанских храмов Макарьева и Лыскова Нижегородской области, повторяющие желтоводский чудотворный образ: святой в среднике изображён прямолично в рост, вокруг – 18 клейм со сценами из Жития, на верхнем поле – Нерукотворный образ Спасителя. Состав клейм на обеих иконах идентичен. Исследователи отмечают, что житийные иконы XIX в. из храмов, музеев и частных собраний, созданные провинциальными мастерами в различных иконописных центрах, по-своему значимы: как правило, каждая из них имеет особенности в составе клейм, за которыми стоит специфика заказа и замысла, что делает все эти произведения уникальными. В собрании Государственных музеев Московского Кремля есть икона Макария, в житийный цикл которой включено клеймо «Посещение Авраамием Унженского монастыря для поклонения гробу Макария».

 



 
PR-CY.ru