МАКАРИЙ - Страница 22

Второй тип, получивший наибольшее распространение в иконографии Макария, также восходит к одному из первых образов святого, зафиксированных в унженских описях, – это «Макарей к Троице молящий». Этот тип (святой в рост справа в молении Спасителю или символизирующей Господа деснице и т.п.) восходит к модели надгробного образа. Древнейшим произведением данного иконографического типа исследователи называют пелену «Преподобный Макарий Желтоводский в молении Спасителю» из Русского музея последней четверти XVI в. (поступила в 1929 г. из музея барона Александра Людвиговича Штиглица). Этот же тип с вариантами (в молении деснице Спасителя, в молении Святой Троице, в расположении святого справа или слева) воплощён в ряде произведений иконописи (образ 1620–1630 гг., вложенный И.И. Шуйским в Покровский монастырь Суздаля, ныне в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике; образ из Русского музея второй четверти XVII в. под прописями начала XX в. с владельческими пометами Строгановых) и шитья (лицевые пелены, хранящиеся в Государственных музеях Московского Кремля и в Нижегородском историко-архитектурном музее-заповеднике). С началу 1620 гг. иконы святого появились в деисусных чинах иконостасов (Макариевский храм Унженского монастыря, нижегородский Печерский монастырь); сохранившиеся образы относятся к более позднему времени. Важную группу, по мнению исследователей, представляют иконы преподобного с изображением Унженского и Желтоводского монастырей. Возникновение этого типа икон исследователи связывают с ктиторской темой и со спецификой её развития в период позднего Средневековья. В иконографии святого древнейшим образом этого типа является икона 1661 г., написанная царским мастером Симоном Ушаковым с Желтоводским монастырём на позёме (церковь архангела Михаила Макариева Желтоводского Троицкого монастыря), которую можно рассматривать как образцовое произведение жанра. Уникальной на этой иконе исследователи считают иконографию Макария – на голове святого изображено гуменцо. Этот памятник послужил иконографическим образцом для многих произведений XVIII–XIX вв. Большее распространение получил вариант иконографии, впервые воплощённый на иконе 1694/1695 г. из Исторического музея: другие пропорции изобразительного поля, иное построение композиции (монастырь занимает больше места, чем на иконе Симона Ушакова, и представлен с высоты птичьего полёта), архитектура обители передана очень точно на конец XVII в. Позднее, после устройства престола в одной из башен (1786 г.), в изображение монастыря внесли изменения, и появился вариант иконографии, который сохранился в многочисленных памятниках иконописи, графики конца XVIII – начала XIX вв., а также в прорисях. Древних икон с образом Макария и изображением Унженской обители сохранилось всего две: 1670 гг. из Исторического музея и первой половины XVIII в. из Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Но в унженских документах зафиксированы довольно ранние иконы с архитектурными фонами, среди которых есть уникальные по замыслу. Исследователи отмечают, что позднейшие образы с добавлением таких деталей, как «макарьевский кладезь», отражают особенности местного почитания святого.

 



 
PR-CY.ru