МИКУ-КЛЯЙН Иоанн Иннокентий - Страница 5

Это не считалось обращением румын в другое вероисповедание, как это произошло бы в случае их присоединения к любой из конфессий, ведущей истоки от протестантизма XVI в., что регламентировал 11-й пункт документа: «И поскольку румыны греческой веры не оставят ни знака Святого Креста, ни культа Божией Матери, ни веры в Святую Троицу, ясно, что они не смогут объединиться ни с кальвинистами, ни с лютеранами, ни с унитарианцами, так как одно дело – объединиться с каким-либо вероисповеданием, а другое – получить его покровительство». Кроме того, согласно грамоте Леопольда I от 1701 г., своеобразие в теологическом плане греко-католического вероисповедания по отношению к православию должно было быть обеспечено исключением катехизисов, принятых, в частности, под влиянием кальвинизма, освобождением публикуемой богослужебной литературы от положений, направленных против унии (пункт 4), каноническим подчинением епископа и клира греческого вероисповедания архиепископу Стригонскому (пункт 5), прекращением общения с господарем Валашского княжества, традиционным покровителем православной митрополии в Трансильвании, а также с восточными патриархами и некатолическими, в частности, протестантскими, епископами (пункт 6). Для догматического и канонического контроля за этой новой религиозной идентичностью в пунктах 5 и 7 было оговорено создание функции auditor causarum generalis (лицо, рассматривающее вопросы общего или догматического характера с точки зрения канонического права), выполнение которой было доверено теологам-иезуитам. По представлениям кардинала Леопольда Карла фон Колонича, прикрепление к греко-католическому епископату канонического теолога для предоставления консультаций по Священному Писанию и каноническому праву соответствовало положениям четвёртого Латеранского (1215 г.) и Тридентского (XVI в.) Соборов, принятым в отношении латинских епископов. «Secunda Leopoldina» стала юридическим документом, на основе которого И.И. Мику-Кляйн пытался реализовать свой план укрепления униатской румынской церкви в политической и конфессиональной системе монархии Габсбургов. Возглавив епископию в начале 1730 гг., он осознал состояние неопределённости Румынской греко-католической церкви, которая под управлением митрополита Афанасия (Ангела), а затем Йоана Джурджу Патаки так и не стала ни национальной, ни католической. Такое положение было обусловлено, в первую очередь, сдержанностью со стороны православных иерархов в принятии четырёх католических догматов.

 



 
PR-CY.ru