МИКУ-КЛЯЙН Иоанн Иннокентий - Страница 4

В грамоте императора от 16 февраля 1699 г. была провозглашена уния при неизменном сохранении обрядов и без признания главенства католического вероучения, как это было предусмотрено решениями Ферраро-Флорентийского собора (1439 г.). Подчёркивалось, что в политическом и социальном плане православный клир при условии принятия унии будет иметь те же привилегии, что и католические священники, имущество будет сохранено в неприкосновенности. Этот законодательный акт венского правительства встретил сопротивление со стороны светской знати и свободных крестьян православного вероисповедания, которое поддержала кальвинистская знать, недовольная тем, что император не выполнил своего обещания разрешить православным унию с любым признанным в империи вероисповеданием, а не только с католиками. Это недовольство румын по отношению к предписаниям императорской грамоты от 16 февраля 1699 г. об унии, которые касались их материального и социального статусов, сделало возможными переговоры между православным Трансильванским митрополитом Афанасием (Ангелом) и кардиналом Леопольдом Карлом фон Колоничем относительно принятия нового имперского законодательного акта, ставшего известным под названием «Secunda Leopoldina» (19 марта 1701 г.). Его положения должны были пересмотреть программу предоставления прав и концессий Румынской греко-католической церкви в Трансильвании. Так, согласно третьему пункту, не только священники-униаты, но и крестьяне при переходе в унию «должны быть немедленно инкорпорированы в католическое сословие, пользующееся благами государства, поставлены под покров законодательства, не просто терпимые, как было до сих пор, а равные, как и остальные сыновья родины». «Secunda Leopoldina» была государственной реформой, поскольку предписывала включение большего количества новых граждан в состав католического сословия, что должно было изменить соотношение сил между нациями и вероисповеданиями в Трансильвании. Этот закон гарантировал изменения в гражданском статусе румын и одновременно заложил догматический фундамент унии. Осознание церковной унии на теологическом уровне предстояло достичь и укрепить через принятие румынской церковной иерархией четырёх догматических положений: главенства папы, догмата о Filioque, догмата об использовании на евхаристии бездрожжевого хлеба и о Чистилище. С точки зрения Рима, признание этих четырёх принципов при соблюдении восточной литургической богослужебной традиции обеспечивало восстановление изначального единства христианской церкви.

 



 
PR-CY.ru