МИКУ-КЛЯЙН Иоанн Иннокентий - Страница 3

В грамоте Леопольда I от 4 декабря 1691 г., в соответствии с которой Трансильвания переходила под управление Габсбургов, были признаны все местные обычаи, земельная собственность и дворянские привилегии, сложившиеся в Трансильванском княжестве на протяжении Средних веков, и, в первую очередь, – своды законов: например, «Трипартитум» (лат. «Tripartitum opus juris consuetudinarii incluti regni Hungariae») – правовой кодекс Венгерского королевства в трёх частях, составленный в начале XVI в. королевским протонотарием Иштваном Вербёци; Свод законов диеты Трансильвании 1541–1653 гг. (лат. «Approbatae Constitutiones»), напечатанных по распоряжению князя Трансильвании Дьёрдя II Ракоци; Свод законов диеты Трансильвании 1563–1669 гг. (лат. «Compilatae Constitutiones»), изданных по распоряжению князя Трансильвании Михая I Апафи. Существующее право позволяло трём нациям: знати венгров, саксов (немецкие колонисты, проживавшие, главным образом, в Юго-Восточной Трансильвании с XIII в., которые к началу XVIII в. исповедовали, в основном, лютеранство) и секеев (венгероязычная этническая группа в Восточной Трансильвании) и представителям четырёх признанных вероисповеданий (католицизм, лютеранство, кальвинизм и униатарианство) полностью контролировать политическую и экономическую жизнь Трансильвании. Румынская православная знать была ассимилирована венгерской католической знатью в XV в. и, таким образом, единственным институтом, представлявшим румын в политической и социальной системе Трансильвании, была Румынская православная церковь, с конца XVI в. контролируемая венгерскими кальвинистскими политическими и религиозными властями. Это место Румынской православной церкви было признано грамотой дома Габсбургов от 4 декабря 1691 г. и в международном отношении – Карловицким трактатом от 26 января 1699 г. Император Иосиф I (в 1708 г.) и императрица Мария Терезия (9 сентября 1743 г.) подтвердили автономный статус Трансильвании. Религиозная политика императора Леопольда I, следовавшая идеалу католической униформизации империи и фактически подтверждавшая стремление Вены за стратегией Рима, направленной на восстановление христианского единства посредством притягивания православных церквей Центральной и Юго-Восточной Европы, облегчала трансильванским румынам вхождение в рамки конституционной системы княжества через смену вероисповедания. Осуществление этой миссии взяли на себя иезуиты, вернувшиеся в Трансильванию вместе с императорской армией в качестве военных священников.

 



 
PR-CY.ru