МИТРОФАН, Михаил - Страница 10

Митрофан, явившись в 1833 г. Антонию (Смирницкому), передал Николаю Александровичу Мотовилову повеление раздавать фрагменты камня, на котором преподобный Серафим Саровский молился 1 тыс. дней (Российский государственный исторический архив). В 1836 г. для «вящего охранения» святыни (нетленных мощей Митрофана) при кафедральном соборе был официально учреждён первоклассный Митрофанов Благовещенский монастырь (Российский государственный исторический архив, Государственный архив Российской Федерации). В конце 1832 г. в Синодальной типографии было опубликовано без указания автора «Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях», которое «по общему желанию членов Синода» составил Московский митрополит Филарет (Дроздов; Российский государственный исторический архив). В книге кратко повествуется об обретении святых мощей, описаны больше 30 самых известных чудес Митрофана, случившихся до его канонизации (исцеления Е.И. Дебольцовой, И.Н. Ладыгина, П. Солнцева, Е. Замошниковой и др., видения княжне Вере Чурмантеевой, художнику-любителю И.В. Шевцовой), рассказано о торжественном открытии мощей и об исцелениях во время и после прославления (глухонемого П. Юрьева, Н.А. Юрьевой, А.Л. Лыжиной, М.Н. Толстой). Заканчивается первое издание «Сказания...» рассказом о поклонении императора Николая I мощам нового чудотворца и об исцелении О.М. Роде в Санкт-Петербурге. «Сказание...», неоднократно переиздававшееся с некоторыми изменениями и дополнениями (1833, 1835 гг.), послужило распространению почитания Митрофана не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и по всей России. В 1838 г. «Сказание...» было опубликовано вместе с официальным Житием святого. В письмах Филарет (Дроздов) выразил глубокое почитание Митрофана и пристальное внимание к событиям, сопровождавшим его прославление, в них содержатся комментарии к работе над «Сказанием...». Синод поручил составление официального Жития Митрофана заботам епархиального архиерея. В сентябре 1832 г. подлинник «Духовного завещания» Митрофана из московской Синодальной библиотеки был выслан Антонию (Смирницкому) с предписанием Синода поручить «кому-либо из образованнейших учением духовных лиц составить описание жизни св. Митрофана» и потом представить «оное в Св. Синод с возвращением и подлинного духовного завещания» (Российский государственный исторический архив). Из-за скудости сведений о жизни Митрофана Синод и Антоний (Смирницкий) посылали запросы в места, где Митрофан служил до назначения на Воронежскую кафедру, в частности, во Владимирскую и Костромскую епархии (предполагаемый ответ из Владимира в Российском государственном историческом архиве). Присланные материалы были использованы при составлении жизнеописаний святого (в частности, в описании убранства храмов в Космином Яхренском и Макариевом Унженском монастырях). В 1834 г. духовный и светский писатель иеромонах Аникита (в миру князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов), заехавший в Воронеж для поклонения мощам чудотворца по пути в Иерусалим, по просьбе владыки обобщил собранные из достоверных источников сведения и в течение нескольких дней написал художественно выразительное Житие Митрофана на основе материалов, подготовленных местными авторами Николаем Михайловичем Савостьяновым, Николаем Лукьяновичем Грабовским, архимандритом Иннокентием.

 



 
PR-CY.ru