МИТРОФАН, Михаил - Страница 11

Судя по совпадению некоторых выражений, исследователи полагают, что автором был использован также текст проповеди Воронежского епископа Антония (Смирницкого) на торжествах в честь открытия мощей Митрофана. Впоследствии иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов) много способствовал распространению почитания Митрофана на Афоне, где заложил освященный во имя святителя храм в скиту пророка Илии. Житие было представлено в Синод Филаретом (Амфитеатровым) в 1837 г., вскоре после его назначения на Киевскую митрополию, и было признано «составленным правильно» и разрешено к печатанию в Московской Синодальной или Киевской типографиях (Российский государственный исторический архив). Таким образом, первая одобренная Синодом редакция Жития была опубликована только в 1838 г. По просьбе Антония (Смирницкого) к Житию в качестве дополнения присоединили «Сказание...» Филарета («историю благодатнаго… прославления» святого). В XIX в. эти сочинения без авторских подписей постоянно переиздавались в одной книге, оставаясь признанным образцом агиографии святителя. Авторство официальной службы Митрофану с акафистом исследователи не установили: оно приписывается Филарету (Амфитеатрову), иеромонаху Аниките (Ширинскому-Шихматову), князю Платону Александровичу Ширинскому-Шихматову. Согласно архивным сведениям, по просьбе Воронежского архиепископа Антония (Смирницкого) Филарет (Амфитеатров) в конце 1830 гг. согласился на эту работу, а в 1842 г. подал «рассмотреннную» им службу в Синод (Российский государственный исторический архив). В одном из писем Филарета (Амфитеатрова) высказано пожелание перепоручить это дело архимандриту Иеремии (Соловьёву; впоследствии епископ Нижегородский) «по сердцу его благочестивому». Эта служба, составленная под редакцией Филарета (Амфитеатрова) и впоследствии вошедшая в богослужебные Минеи, утверждена и напечатана в Московской Синодальной типографии в 1842 г. к 10-летию открытия святых мощей Митрофана. Кроме того, сохранились тексты служб, составленных симбирским помещиком М.А. Мотовиловым (в октябре 1832 г.; автограф 1854 г. – Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская духовная академия); предположительно воронежским учителем гимназии Савостьяновым (23 ноября 1832 г.; список 1860 гг. – Исторический музей); петербургским купцом С.Ф. Маслениковым (в дни Пасхи 1839 г. акафист и около 1840 г. служба – Российский государственный исторический архив). Епископ Иеремия (Соловьёв; в схиме Иоанн), около 1877 г. написал службу с каноном трём святителям – Митрофану Воронежскому, Димитрию Ростовскому и Тихону Задонскому (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская духовная академия). Вплоть до 1910 гг. появлялись книги и брошюры о святом – свидетельство широкого почитания и неослабевающего интереса к его личности. В 1836 г. по разрешению цензора протоиерея Фёдора Александровича Голубинского (Центральный государственный исторический архив Москвы) была издана поэма в пяти «песнях». С развитием церковно-исторической науки были созданы новые жизнеописания Митрофана, лучшие из них принадлежат Андрею Николаевичу Муравьёву, священнику Димитрию (Самбикину; впосл.едствии архиепископ Казанский), архиепископу Филарету (Гумилевскому), Николаю Ивановичу Поликарпову. Наследие святителя изучалось и публиковалось в связи с празднованием в 1903 г. 200-летия его преставления.

 



 
PR-CY.ru