МИТРОФАН, Михаил - Страница 8

В докладе императору перечислены 37 исцелений. Полные свидетельские показания о 99 чудесах от мощей Митрофана до его прославления и подлинники документов содержались в канцелярии Синода в деле «Об открытии мощей св. Митрофана» (в двух томах; вероятно, утрачено в XX в.). Утвердительная резолюция императора на всеподданнейшем докладе Синода о прославлении Митрофана была поставлена 25 июня 1832 г., в день рождения монарха (Российский государственный исторический архив). Постановления Синода по традиции были сформулированы по пунктам: «1. Тело Воронежскаго епископа Митрофана, в схимонасех Макария, признать за мощи несомнительно святыя. 2. Изнеся оныя с подобающею честию из подземнаго склепа в кафедральный Благовещенский собор, положить в приличном открытом месте для общаго поклонения. 3. Службу преосвященному Митрофану отправлять общую, положенную святителям, пока не будет составлена и Синодом одобрена особая ему служба. 4. Память сего святителя праздновать в день преставления его, 23 ноября. 5. Объявить о сем во всенародное известие указами Синода» (Российский государственный исторический архив). Итоговым документом стал указ Синода от 19 июля 1832 г. об открытии в Воронеже святых мощей Митрофана (один из печатных экземпляров в Отделе письменных источников Исторического музея). В последующих епархиальных указах, в частности, Московской духовной консистории, был назначен воскресный день 31 июля для обнародования синодального постановления в церквах после литургии и совершения всеобщего молебна новому святому (Центральный государственный исторический архив Москвы). Таким образом, после выпуска указа было прекращено служение панихид и разрешалось «молебное пение». Внесением имени в святцы и изданием их занималась Московская синодальная типографская контора. Официальными торжествами канонизации Митрофана стало открытие его святых мощей в Воронеже 6–7 августа 1832 г., которое состоялось «при бесчисленном стечении народа» (около 50 тыс. человек), но «нигде не произошло ни малейшего шума или смятения» (Российский государственный исторический архив). Богослужения по решению императора возглавлял член Синода архиепископ Тверской Григорий (Постников). В Воронеже по согласованию с губернатором и епархиальным архиереем им был составлен необходимый «церемониал» праздника, который позднее был представлен в Синод. Исследователи полагают, что архиепископ Григорий является и автором молитвы Митрофану (читалась после литургии, тропарь пели общий святителям), которая впоследствии была присоединена к акафисту святому. В синодальных документах сохранились также «Описание всех действий, совершившихся при открытии св. мощей святителя Митрофана, епископа Воронежскаго», рапорты архиереев, текст Похвального слова святому, произнесённого Антонием (Смирницким). Проведению праздника посвящены также материалы дела «О содействии светского начальства духовному при торжественном открытии новоявленных в Воронеже мощей святителя Митрофана» (Российский государственный исторический архив); военные и гражданские чиновники, по словам Антония (Смирницкого), «отличились примерною деятельностию». После всенощного бдения Воронежский губернатор Дмитрий Никитич Бегичев «...находился при святых мощах, к коим народ продолжал прикладываться до 2-х часов по полуночи» (Российский государственный исторический архив).

 



 
PR-CY.ru