МОТОВИЛОВ Николай Александрович - Страница 6

Согласно «Докладной записке» 1861 г., в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1848 г. Н.А. Мотовилов сподобился видения будущего дивеевского собора. Известие о начале Крымской войны (1853–1856 гг.) застало Н.А. Мотовилова в Москве, куда он приехал для устройства старших дочерей в Институт благородных девиц. Услышав, что коалиция европейских держав напала на Россию, Н.А. Мотовилов вспомнил предсказания преподобного Серафима Саровского и поспешил в Санкт-Петербург, чтобы получить аудиенцию у императора Николая I. Он собирался лично рассказать царю о пророчествах преподобного Серафима Саровского, однако не был принят. Н.А. Мотовилов изложил предсказания в письменном виде, благодаря чему документ сохранился (Государственный архив Российской Федерации). В 1903 г., во время подготовки к прославлению преподобного Серафима Саровского, о письменном сообщении Н.А. Мотовилова стало известно императору Николаю II Александровичу, что, по одной из версий, послужило поводом к возникновению предания о таинственном послании преподобного Серафима Саровского, полученном последним императором в дни Саровских торжеств. Одновременно Н.А. Мотовилов пожертвовал с Высочайшего согласия две копии иконы Божьей Матери «Всех радостей радость» (для императора и передачи в действующую армию), изображения преподобного Серафима Саровского на осколках от камня, на котором молился преподобный, всем членам императорской фамилии (28 изображений) и передал 15 жеребцов со своего конезавода для армии. За поднесение образов, изображений преподобного Серафима Саровского на камне, а также двух патриотических стихотворений Н.А. Мотовилов удостоился трёх Высочайших благодарностей, внесённых в его послужной список, а за пожертвование жеребцов ему был пожалован бриллиантовый перстень с императорским вензелем (Российский государственный исторический архив). Скоропостижная кончина императора Николая I потрясла Н.А. Мотовилова, по этому поводу он написал стихотворение «Плач и молитва Святой земли Русской» (Российский государственный исторический архив). В 1855 г. Н.А. Мотовилов был избран симбирским совестным судьёй с обязанностью разбирать дела чести среди дворянского сословия. Он гордился этим избранием и называл себя в 1870 г. «последним совестным судьёй». Н.А. Мотовилов резко отрицательно отнёсся к реформам начала 1860 гг., в особенности к освобождению крестьян, влекущему, как он полагал, Россию к погибели. По словам супруги, Н.А. Мотовилов «вращаясь всегда в высших духовных и светских кругах..., часто обличал начавшееся уже тогда настроение в желании различных реформ в нашей Православной Церкви. В этих случаях и письменно, и устно он защищал целость, святость и нерушимость этих правил». Н.А. Мотовилов сыграл ключевую роль в избавлении Дивеевской обители от губительных действий игумена Иоасафа (Толстошеева). Оказавшись в Дивееве в мае 1861 г., во время учреждения Дивеевского монастыря и незаконного отстранения от управления Е.А. Ушаковой, Н.А. Мотовилов поспешил в Москву, где, заручившись поддержкой наместника Троице-Сергиевой лавры преподобного Антония (Медведева) и Московского митрополита Филарета (Дроздова), составил докладную записку о событиях в Дивееве.

 



 
PR-CY.ru