МУРАВЬЁВ Андрей Николаевич - Страница 3

В третьем издании А.Н. Муравьёв поместил обширный «Обзор русских путешествий в Святую землю», в котором дал анализ древнерусской и современной ему паломнической литературы, начиная с «Хожения игумена Даниила». Все издания (исключая четвёртое, вышедшее в типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи) были отпечатаны в типографии Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, как и большинство поздних сочинений А.Н. Муравьёва. Книга вызвала многочисленные отклики в журналах, положительные отзывы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина (последний написал в неопубликованной рецензии, что «с умилением и невольной завистью прочли мы книгу г-на Муравьева...»). Профессор Московской духовной академии Пётр Симонович Казанский отмечал «живость языка, картинность образов, горячие чувства благочестия и самый внешний вид книги, напечатанной на хорошей бумаге и хорошим шрифтом», указав при этом, что А.Н. Муравьёв заставил высшее общество читать книги духовного содержания на русском языке. По признанию другого современника, А.Н. Муравьёв возродил любовь русских людей к Святой земле и «укрепил связь с Востоком». А.Н. Муравьёва называли русским Шатобрианом, исторические романы которого и «Путевые записки из Парижа в Иерусалим чрез Грецию, и обратно…» были популярными в русском обществе того времени. После успеха «Путешествия ко святым местам…» неудача с постановкой трагедии «Битва при Тивериаде» осенью 1832 г. на сцене Александринского театра и обличения со стороны духовенства (митрополита Ионы (Василевского), архимандрита Фотия (Спасского) и др.) навсегда, по признанию А.Н. Муравьёва, оттолкнули его от драматических творений, несмотря на благожелательное отношение литературной общественности. В это время определилось направление и главное содержание не только литературной деятельности, но и всей жизни А.Н. Муравьёва, которое митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) обозначил как «должность защитника православия». По словам А.Н. Муравьёва, своими сочинениями он старался «сблизить общество с Церковию», объясняя богослужение, догматы, историю церкви, Жития святых и всё то, что «только необходимо знать светскому человеку по сему предмету» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки). А.Н. Муравьёв служил в двух ведомствах: в Министерстве иностранных дел (1828–1866 гг.) и при Синоде (1833–1842 гг.). 20 мая 1831 г. А.Н. Муравьёв получил место начальника турецкого стола Азиатского департамента Министерства иностранных дел. Представляя А.Н. Муравьёва к новому чину, граф Карл Васильевич Нессельроде поднёс императору Николаю I книгу «Путешествие ко святым местам…». 1 января 1833 г. А.Н. Муравьёв был возведён в чин коллежского асессора, именным Высочайшим указом от 22 апреля 1833 г. определён за обер-прокурорский стол Синода на место Степана Дмитриевича Нечаева, назначенного обер-прокурором, с оставлением А.Н. Муравьёва (по его просьбе) причисленным к Министерству иностранных дел (в 1836 г. А.Н. Муравьёв сыграл не последнюю роль в удалении С.Д. Нечаева с поста обер-прокурора). В обществе утвердилось мнение, что А.Н. Муравьёв стремился стать обер-прокурором и оставил эти намерения лишь в 1865 г.

 



 
PR-CY.ru