МУРАВЬЁВ Андрей Николаевич - Страница 2

10 августа 1828 г. определён в ведомство Министерства иностранных дел с причислением к дипломатической канцелярии главнокомандующего второй армией генерал-фельдмаршала графа П.Х. Витгенштейна, участвовавшей в Русско-турецкой войне. 12 октября 1828 г. произведён в должность губернского секретаря, 9 августа 1829 г. – коллежского секретаря, 26 декабря 1829 г. – титулярного советника. Начало своей «биографии» А.Н. Муравьёв относил ко времени, когда в лагере под Адрианополем он задумал поездку на Святую землю: «…Эта минута была самая решительная в моей жизни…, ибо всё, что я ни приобрёл впоследствии как в духовном, так и в вещественном, истекло для меня единственно из Иерусалима…». При содействии главнокомандующего русской армией генерала графа Ивана Ивановича Дибича 10 октября 1829 г. А.Н. Муравьёв получил Высочайшее дозволение на путешествие в Иерусалим, которое совершил в декабре 1829 г. – июле 1830 г. По словам А.Н. Муравьёва, его приняли как вестника мира, поскольку он стал первым русским паломником, посетившим Иерусалим после окончания войны. Перед отъездом Иерусалимский  патриарх Афанасий V посвятил А.Н. Муравьёва в рыцари Святого Гроба, благословив крестом на фиолетовой ленте с частицей Древа Креста Господня. 6 июня 1832 г. А.Н. Муравьёв писал патриарху: «Я поручил себя Святому гробу, не на одно лишь время моего там пребывания, но и на всю жизнь». Путешествие А.Н. Муравьёва, принадлежавшего к влиятельному аристократическому роду Российской империи, имело резонанс в русском обществе и было истолковано как символическое указание на религиозную миссию России на Востоке. После возвращения из Иерусалима А.Н. Муравьёв посвятил всё время описаниею путешествия. Основные впечатления и события были зафиксированы непосредственно в пути, но исторические сведения заимствованы из книг: 20-томной истории церкви аббата Клода Флёри, творений святых отцов и Житий пустынных подвижников Востока. К осени 1831 г. рукопись была готова. Василий Андреевич  Жуковский просмотрел рукопись, поправил слог и одобрил текст. При участии знакомой с детства Екатерины Владимировны Новосильцевой А.Н. Муравьёв был представлен митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову), которого убедил прочитать рукопись с церковной точки зрения. Замечания митрополита на полях рукописи, по словам А.Н. Муравьёва, были строгими, «иногда [митрополит Филарет] вымарывал целые страницы, однако я нисколько этим не смущался и тем охотнее исправлял он труд мой…, совершенная искренность была положена в основание нашего знакомства…». А.Н. Муравьёв считал себя учеником митрополита Филарета (Дроздова), от которого «в живых вопросах и ответах с совершенною свободою духа» воспринял «глубокое учение, вместе богословское и церковное». Цензором книги был Осип Иванович Сенковский, обладавший, по мнению А.Н. Муравьёва, глубокими знаниями практической стороны жизни на Востоке. «Путешествие ко святым местам в 1830 г.» вышло в июне 1832 г. и было распродано в течение полугода, ни одна из последующих книг, по признанию самого автора, не имела такого успеха. А.Н. Муравьёва стали называть «автором путешествия ко святым местам», последующие свои книги, напечатанные без указания фамилии, он подписывал именно так. В 1832–1848 гг. вышло пять изданий «Путешествия ко святым местам…».

 



 
PR-CY.ru