МИХАИЛ СИРИЕЦ - Страница 4

Михаил Сириец использовал сочинения Иоанна Кайсумского и Дионисия бар Салиби. Многие из упоминаемых произведений (хроники Кира Батнского, Иоанна Литарбского, Гурия, Игнатия Мелитинского, Иоанна Кайсумского) сохранились только в виде обширных дословных цитат, приводимых Михаилом Сирийцем. Он опирался и на многочисленные агиографические тексты и сочинения, посвящённые тем или иным прославленным обителям. Исследователи считают вполне вероятным и знакомство Михаила Сирийца с арабо-мусульманскими хрониками (ряд его источников также использовал летописец Ибн аль-Асир; из той же среды, по мнению исследователей, происходят и его данные о тюрках в книге XIV). События рассматриваются Михаилом Сирийцем наиболее подробно, если они касаются сирийских христианских общин, и если сохранились свидетельствующие о них документы. По отзыву Жана-Батиста Шабо, «во всём, что он передаёт, не основываясь на собственном опыте, его труд состоял в кратком изложении и взаимном соотнесении данных его источников; он делает это добросовестно, но ему, как и всем его современникам, недостаёт критического чутья». По мнению исследователей, для XII в. последние три книги «Хроники» – уникальный источник сведений по истории восточно-христианских сообществ Византийской империи, Сирии, Киликии, Армении и Месопотамии в условиях Крестовых походов; Михаил Сириец проявил себя внимательным и хорошо осведомлённым наблюдателем, он не ограничивается упоминанием имён и описанием деятельности тех или иных ближневосточных властителей (в особенности Айюбидов), наместников, военачальников, но рассказывает в подробностях об их отношении к христианам вообще и к яковитам в частности, включая такую важную практику, как получение восточно-христианскими иерархами почётных и охранных грамот от чиновников-мусульман. Особое внимание он уделяет как официальным, так и неформальным встречам христианских деятелей с мусульманскими сановниками, а также, как и его предшественник в сирйском историописании Бар Салиби, вопросам налогообложения, общественному положению своих единоверцев, их защите или, напротив, гонениям против них со стороны властей, случаям отпадения от веры, разрушению и восстановлению церковных зданий, завоеваниям и набегам кочевников.

 



 
PR-CY.ru