МИХАИЛ СИРИЕЦ - Страница 3

По отзыву Бар Эвройо, Михаил Сириец «писал денно и нощно и оставил Церкви Божией замечательные труды». Бóльшая часть его богословского и гимнографического наследия не опубликована. Михаил Сириец известен, прежде всего, как автор монументальной «Хроники», охватывающей период от Сотворения мира до 1195/1196 г. н.э. Самый полный список этого сочинения (выполнен в 1598 г. Михаилом бар Бар-Саумо по более ранней рукописи Моисея Мардинского) был обнаружен сиро-католическим Эдесским епископом Игнатием (Рахмани; впоследствии патриарх Игнатий Ефрем II) в 1887 г. среди манускриптов библиотеки монастыря Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь). Копию с него в 1899 г. приобрёл аббат Жан-Батист Шабо и опубликовал с французски переводом. Текст содержит лакуны в начале, включая титул и первые страницы, и в конце, начиная с описания событий 1193 г., а также местами внутри текста (особенно в книгах XVII–XVIII, где пропуски могут быть восполнены, по мнению исследователей, с опорой на «Церковную историю» Бар Эвройо, одним из главных источников которой и послужила «Хроника», нередко цитируемая буквально). «Хроника» состоит из 21 книги (каждая подразделяется на главы) и покрывает три параллельные череды событий, выстроенные в хронологическом порядке по «эре Александра» (точнее – Селевкидов, или Селевка) в три синхронистические колонки: первая (высшая по статусу, расположенная справа, как наиболее почётная) содержит события церковной истории, вторая (средняя) – светской, третья (низшая, расположенная слева) – разные факты («случаи и чудеса»), не вошедшие в первые две категории. Задача автора – показать «преемство священства» и «преемство мирских держав» от начала времён и до современной ему эпохи. Источником при написании книг I–VI, относящихся к периоду от Адама до правления императора равноапостольного Константина I Великого, послужила «Церковная история» Евсевия Кесарийского (это касается, прежде всего, характера организации материала). В последующих книгах, по преимуществу компилятивных, многое почерпнуто из трудов Сократа Схоластика и Феодорита Кирского (по периоду 325–431 гг.), из хроники Захарии Ритора (431–505 гг.), из сочинений Иоанна Эфесского (325–582 гг.), Кира Батнского (или Куре, священника из Саруга; 565–582 гг. – от императора Юстина II до Тиверия I), Иакова Эдесского (VII в.) и Иоанна Столпника Литарбского (325–726 гг.), Дионисия Телль-Махрского (582–842 гг., особенно в повествовании о Мухаммаде и появлении ислама), Игнатия Мелитинского (автора краткой хроники; 325–1118 гг.), Василия Эдесского (1118–1143 гг.), а также Африкана, Егесиппа, монаха Анниана и Зосимы, Иоанна Антиохийского, Феодора Чтеца, среди же своих непосредственных предшественников из числа сирийских хронистов – Гурия (автора хроники, охватывающей события от правления императора Юстиниана I до правления Ираклия) и Сливо Старшего из Мелитины; в том, что касается современных ему событий,

 



 
PR-CY.ru