МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 18

Наглядный пример ориентированности состава Выговских Миней на богослужебный устав исследователи находят под 27 сентября (память Савватия Соловецкого). В выговском уставе на этот день записано: «На зазвонной статии чтение святому. О житии его въкратце. Писанное в Минеи сентябрьской». В Выговских Минеях под этим числом помимо Жития преподобных Зосимы и Савватия, текста «О принесении мощей» преподобного Савватия и Похвального слова Льва Филолога помещается небольшое выговское сочинение «О житии преподобнаго отца Саватия, написано вкратце» (Библиотека Академии Наук). На полях помета Петра Прокопьева: «Сие чтется на всенощном на зазвонной статьи на праздник преподобнаго отца Саватия сентября в 27 день». Анализ состава Выговских Миней показал, что основой, «каркасом» для выговского свода стал Софийский список Великих Миней Четьих. В Житии Андрея Денисова, написанном в 1780 гг. с использованием свидетельств его младших современников, имеются сведения о том, что в 1713 г. Семён Денисов был послан в Новгород «особливо для достижения Великих Миней Четьих Макариевских» (Российская государственная библиотека). Объём памятей нерусским святым в Выговских Минеях не превышает объёма этих текстов в Софийских томах; дни, оставшиеся не заполненными в первом комплекте Великих Миней Четьих, остаются таковыми и в Выговских Минеях; кроме того, совпадает большинство текстов, посвящённых нерусским подвижникам. Вместе с тем, исходя из возможностей общественного чтения на Выге, было несколько сокращено количество похвальных и поучительных Слов на двунадесятые праздники, опущены некоторые большие сочинения, не являвшиеся обязательным календарным чтением, такие как «Маргарит» (память 10 сентября), «Книга о небесном священноначалии» преподобного Дионисия Ареопагита (память 3 октября), 22 Слова и «Главизны» преподобного Григория Нового Богослова, «Добротолюбие» преподобного Григория Синаита, «Главизны» преподобного Макария Египетского (память 11 февраля), а также дополнительные статьи, помещавшиеся в конце томов. Использовав Софийский список Великих Миней Четьих как основу, выговские книжники (так же как и сотрудники Макария) расширили первоначальный состав свода. Исследователи приводят много примеров включения в Выговские Минеи текстов, которые вошли в Великие Минеи Четьи только на московском этапе работы, однако у исследователей нет никаких оснований утверждать, что эти тексты взяты именно из Успенского комплекта (хотя он и был выговским старообрядцам знаком), а не из рукописных источников. Прямой зависимости Выговских Миней от свода, составленного в Чудовом монастыре около 1600 г., исследователи также не обнаружили, очевидны расхождения с Тулуповскими Минеями. Милютинские Минеи, составитель которых прибегал к сокращению житийных текстов, не могли послужить источником Выговского свода, содержащего только полные тексты. Исследователям удалось обнаружить один пример заимствования из «Книг житий святых» Димитрия Ростовского: из них было переписано Житие великомученицы Варвары (эта редакция текста обладала наибольшей полнотой). Старообрядческие книжники, хотя и опирались на труды своих предшественников, главным образом, составителей Софийского списка Великих Миней Четьих, всё же работали самостоятельно и включали различные сочинения в 12-томник в соответствии с собственной программой и возможностями. Вместе с тем выговцы продолжили древнерусские традиции составления Миней Четьих.

 



 
PR-CY.ru