МИНЕИ ЧЕТЬИ - Страница 16

Выговские Минеи – 12-томный комплект, составленный в старообрядческом Выголексинском общежительстве в 1712–1715 гг. О составлении в Выговской пустыни собственного комплекта Миней Четьих было известно на основании достоверных свидетельств Ивана Филипповича Филиппова и Григория Яковлева, относящихся к 1730 и 1740 гг. В XIX в. (как полагают исследователи, в середине века, при закрытии общежительства) они попали к филипповцам и находились в Череповце, где 11 томов (тома за март уже не было) приобрёл в 1864 г. московский филипповец А. Михайлов. По дороге в Москву одна книга (Выговские Минеи за май) пропала, оставшиеся десять были пожертвованы Братскому двору в Дурном пер. на Таганке. После того как из комплекта был украден том за январь, настоятельница филипповской общины инокиня Парасковия (в миру Пелагея Потаповна Кокушкина) перенесла Выговские Минеи из часовни в свою келью «для лучшего сбережения». Именно у неё в келье в 1915 г. Елпидифор Васильевич Барсов бегло ознакомился и кратко описал девять сохранившихся к тому времени книг. Из этого числа две книги (Выговские Минеи за сентябрь и июнь), как полагают исследователи, в 1920 гг. были приобретены коллекционером-филипповцем Фёдором Антоновичем Каликиным (в составе его собрания они поступили в Отдел рукописей Библиотеки Академии  Наук). Весь свод как единое целое на протяжении XX в. считался утраченным, хотя, как выяснилось теперь, он оставался в книжном собрании московской филипповской общины вплоть до её снятия с регистрации в 1990 г. Благодаря длительному общению с Михаилом Юрьевичем Орловским, одним из последних членов этой общины, переехавшим в Каргополь, Елене Михайловне Юхименко удалось выявить шесть сохранившихся томов Выговских Миней (книга за август оказалась утраченной) и организовать их приобретение Государственным Историческим музеем. Эта археографическая находка позволила приступить к изучению уникального книжного свода начала XVIII в. в целом. Исследователи отмечают, что Выговские Минеи представляют собой объёмные рукописи форматом во вторую долю листа, написанные выговскими полууставными почерками раннего типа, переплёты – доски в тиснёной коже, обрез блока окрашен. Е.В. Барсов датировал все тома XVIII в. по современной датировке, два тома (октябрь и декабрь) из восьми написаны на рубеже 1780 и 1790 гг. и являются копиями с более ранних оригиналов; шесть книг исследователи датируют временем составления свода – 1712–1715 гг. Некоторые из томов имели писцовые записи о составлении «во общежителстве Пантакраторове в полунощной стране близ окиянскаго понта»: Выговские Минеи за сентябрь и ноябрь – в 1712–1715 гг., за февраль – в 1713–1715 гг. В своде использована бумага голландского производства, преимущественно с филигранями «Герб города Амстердама» и «Семь провинций» в нескольких вариантах, которые, хотя и имеют широкий разброс датировок, но вполне укладываются в означенный временной промежуток. Почти каждый том украшен роскошной выходной заставкой-рамкой и большим инициалом поморского орнамента соответствующими времени рукописи – раннего и классического типа. Кодикологические наблюдения над рукописями указывают исследователям на то, что Выговские Минеи не были просто списаны с предшествующего оригинала, а являются итогом самостоятельной, поражающей своим масштабом работы выговских книжников. По свидетельству Ивана Филиппова, главным инициатором и исполнителем этого начинания был первый уставщик пустыни Пётр Прокопьевич Прокопьев. Он «вельми печашеся, збираше жития святых и списываше, и набираше во всех месяцах, чтоб собрать Минеи Четии».

 



 
PR-CY.ru